Личность (Л) – это более конкретная характеристика человека, характеризующая не его биологические качества, а, прежде всего, то, кем является человек в обществе, его социальные качества. Само слово Л в первоначальном смысле означало роль, которую играл актер в древнегреческом театре. Ролевая концепция Л очень широко распространена в современной социологии, где Л рассматривается как набор определенных социальных ролей. В РФ качества Л тесно связаны с такими понятиями, как нравственность и духовность. Т.е. далеко не каждый человек является Л, а только высоко духовный и нравственный. Т.о. происходит своеобразная оценка человека, которая часто носит субъективный характер. Понятие человека шире понятия Л. Человеком рождаются, а Л становятся в процессе воспитания, образования, включения в общественную жизнь. В историческом плане Л появляется тогда, когда человек выделяет себя из коллектива, формирует способность к самостоятельному мышлению и действию. Т.е. Л появляется в рабовладельческом обществе (Л раба и Л владельца). Что касается типологии Л, то существуют разные категории: социально-классовые, социально-демографические, социально-исторические, социально-профессиональные, социально-ролевые.
В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.
Сущностная концепция является более глубокой. Личность – индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, повелений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра – «Я». Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости . Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психолог стержень человека.
«Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность» - Гегель.
Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «неличности», т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.
Еще по теме:
Предупреждение профессионального стресса
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ра ...
Обзор литературных источников
С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих.
Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле ( ...
На языке любви
Во время беременности чувствовать свою мать дитя начинает очень рано. Изменения вашего настроения или эмоций отражаются на гормональном фоне, что в свою очередь влияет на состояние ребенка. Малыш сигнализирует о каком-то дискомфорте, и, к ...
Навигация