Исследования детской одаренности учеными психологами

Понятие детской одаренности » Исследования детской одаренности учеными психологами

Страница 2

В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Эти тесты должны были стать основанием для оценки степени задержки в умственном развитии и принятия решения о дальнейшем обучении этого ребенка, что позволило бы детям с умственными расстройствами получать адекватное образование. Французский ученый Альт фред Бине совместно со своим коллегой Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворявшие требованиям комиссии.

Подчеркнем, что разрабатываемые методики предполагалось использовать не для выявления одаренных, а для определения степени умственной отсталости. Но неожиданно для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности.

А. Бине стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Эти способности оценивались им с точки зрения сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различение и т. д.) и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значений слов, способности к моральным оценкам и т. д.). Несколько позже, в 1912 году, немецкий ученый Во Штерн дополнил разработки А. Бине несложной формулой для расчета коэффициента интеллекта.

Получалось так, что значительная часть предлагаемых заданий выявляла не столько способность мыслить, сколько информированность ребенка, уровень его обученности. И второе — практически все задачи были направлены на выявление степени развития логического мышления, в то время как для творческой деятельности требуется не столько развитое логическое мышление, сколько способность мыслить альтернативно, творчески. При этом показатель, который рассчитывался в итоге, рассматривался как универсальная характеристика общих умственных способностей и именовался коэффициентом интеллекта — IQ.

Многочисленные последователи А. Бине, разрабатывавшие теоретические модели интеллекта: методики его диагностики, этого ограничения не преодолели. Совершенствовались тесты, создавались новые, но практически все задания, направленные на определение «коэффициента интеллекта», выявляли не столько способность мыслить, сколько способность к однонаправленному логическому мышлению и осведомленность, благодаря чему понятие интеллект и интеллектуальная одаренность оказались суженными.

Исследование Льюиса Термена

Самое продолжительное исследование в области интеллектуальной одаренности было проведен лабораторией Льюиса Термена в США. Оно был начато в 20-х годах и продолжалось до конца XX века. Это уникальное психолого-педагогическое исследование сыграло выдающуюся роль в уточнении представлений о психологии одаренности, поэтому остановимся на его основных этапах и итогах В 1921 году, используя модифицированный вари ант теста А. Бине, получивший наименована Станфорд-Бине (по имени А. Бине и названию университетского города Станфорд, где этот тес дорабатывался), группа американских ученых под руководством Л. Термена отобрала 1528 детей из 95 школ Калифорнии. Коэффициент интеллекта этих детей в возрасте от дошкольного до восьмого класса включительно был равен 140 и выше. Средний показатель коэффициента интеллекта данной выборки составил 150 единиц, при этом 80 детей имели 170 и более баллов.

Кроме тестирования по шкале Станфорд-Бине все дети прошли медицинское освидетельствование, а с помощью различных тестов и рейтингов учителей и родителей были исследованы такие показатели отобранных детей, как школьная успеваемость, характер, интересы.

Параллельно была создана и контрольная группа учащихся. Она состояла из детей этого же хронологического возраста. Однако контрольная группа отличалась от экспериментальной, она уступала ей как по результатам тестирования интеллекта, так и по школьной успеваемости.

Затем в обеих группах с периодичностью 12 лет (1927—1928 годы, 1939—1940 годы, 1951—1952 годы) по тем же методикам, что использовались вначале, были проведены три среза.

Первый контрольный срез показал, что коэффициент интеллекта повысился у большинства одаренных детей (около 90%). Это повышение наблюдалось в основном у той части детей, что поступили в колледж. Успешно его окончили 70% состава выборки, а 66% окончивших были оставлены в аспирантуре. Причем еще до окончания колледжа 40% юношей и 20% девушек самостоятельно добывали половину или большую часть необходимых им материальных средств.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в св ...

Детско-родительские отношения в неполных семьях
Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутрен ...

Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с кон­фликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, по­пытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматри ...