- Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут быть различны. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей.
- Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем, как о заносчивом и эгоистичном.
ü Для выявления позиции родителя к своему одаренному ребенку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д. Льюисом. На основании результатов анкетирования, родитель может корректировать свое отношение к ребенку, он должен прийти к осознанию того, что открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи между родителями и детьми. Однако родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети - это прежде всего дети. Если родителями обнаружены выдающиеся способности ребенка, нужно обратиться за консультацией к специалистам — психологам, музыкантам, художникам, писателям и др. (в зависимости от области, в которой проявляется одаренность). Воспитывать таких детей надо совместно со специалистами в процессе индивидуальных занятий. Однако следует помнить о недопустимости перегрузки занятиями одаренного ребенка, в противном случае это может привести к нервно-психическим заболеваниям и даже к торможению способностей.
Условия:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Еще по теме:
Заболевания нервной системы: передача сигнала на клеточном уровне
Изучение процессов, происходящих в нервной системе (НС) человека и животных при патологии, всегда представляло чрезвычайно важную научную задачу. Ее решение позволило бы не только найти средства лечения миллионов людей, но также взглянуть ...
Определение профессионального стресса
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации б ...
Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей ...
Навигация