Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности жизни и заболеваний, а также способов избавления от них. Такая система, независимо от того, отвечала ли она господствующему в данном обществе уровню знания, имела ли характер концепции - анимистической, магической, демонологической, натуралистической, механистической и т. д., - становилась всегда компонентом господствующей культуры. Ее содержание сообщалось больному индивиду через его референтную группу, а также лиц, обладающих атрибутами знания и власти, - шамана, волшебника, жреца. То есть еще с древних времен признавалась возможность благотворного влияния социального воздействия на психологическое состояние индивида.
Начиная с конца ХVIII века вместе с активным развитием социальной философии и медицины стала развиваться и социальная психология. Наилучшее развитие социальная психология получила в западных странах, особенно в США.
Постепенно происходил переход от изучения исключительно причин и природы социальных и психологических феноменов к изучению и практике методов воздействия на группы и личность с целью привнесения позитивных изменений. «Обращение к истории и зарубежной психологии конца XIX, начала XX веков обнаруживает, что все крупнейшие теоретические системы обычно сочетают построение схем, объясняющих психологическую природу личности или социальных групп, с разработкой принципов активного вмешательства, воздействия на группы и личность.
В частности это отчетливо видно на примере концептуальных схем Д. Морено, К. Левина, Ф. Скиннера, К. Роджерса и др., причем в одних концепциях указанные два аспекта представлены более или менее пропорционально, в то время как в других делается больший акцент на одном из них» [52, 62].
Социальные (групповые) переменные в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли на рубеже XIX-XX вв. Первой поставленной в этой области проблемой был вопрос о том, изменяется ли деятельность индивида под влиянием фактора присутствия других лиц.
Ю.Н. Емельянов [29] приводит некоторые примеры исследований в области межличностного взаимодействия.
Американский исследователь Н. Триплетт в 1898 году, изучая результаты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, что скорость велогонщиков, находившихся в поле зрения болельщиков, на 20% превышала их же скорость на безлюдных участках трассы.
В Германии А. Майер изучал успешность усвоения материала учащимися в школе и дома. Его данные подтвердили более высокую результативность классной формы занятий по сравнению с индивидуальной учебной подготовкой.
В первые десятилетия XX в. начинает складываться экспериментальная техника исследования малых групп или «группового разума», как в то время было принято называть феномен межличностного взаимодействия.
В. Бехтерев в 1911г. впервые показал эффект изменения индивидуальных суждений морального характера в результате групповой дискуссии, а также сформулировал принципы целесообразности коллективного труда.
Еще по теме:
Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родители снисходительно относя ...
Типичные ошибки семейного воспитания
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в ...
Основные положения в стратегии переговоров и продуктивные
тактики их ведения
Выше, при рассмотрении вопроса подготовки сценария переговоров, отмечалось, что тактика переговорного процесса определяется стратегическими целями и задачами.
В работах отечественных и зарубежных авторов, как правило, выделяются четыре в ...
Навигация