Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях:
1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий.
В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Статьи УК РФ, связанные с совершением преступления в состоянии аффекта, являются привелегированными, срок наказания в них ограничен двумя - тремя годами. В комментариях к УК РФ указывается, что в состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими снижена, что является основанием для признания преступления совершенного в таком состоянии менее общественно опасным, чем преступления, совершенного в спокойном состоянии психики.
Необходимым компонентом экспертизы выступает спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией.
2. Как объект общепсихологического исследования (работы А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса). В данном направлении исследуется соотношение аффекта с чувствами, эмоциями, настроениями, страстями, функции аффекта, их роль в регуляции деятельности.
Аффект может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существуют состояния не менее дезорганизующие деятельность, чем аффект, стресс, фрустрация, конфликт.
Ряд авторов утверждает, что аффекты отличаются от эмоций большей силой и меньшей продолжительностью. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что существуют более существенные функциональные различия:
1. Аффекты и эмоции – ситуационные переживания, в отличие от чувств. Эмоции отражают оценку возможной или текущей ситуации, а аффекты – ответная реакция на уже наступившую, чаще всего неожиданную для субъекта, опасную или психотравмирующую ситуацию.
2. Эмоции воспринимаются человеком как состояния своего «Я», а аффекты являются состояниями, возникающими помимо его воли. (Аффект воспринимается не как то, что является моим, а как то что происходит со мной).
3. Не смотря на то, что аффекты возникают пост-фактум по отношению к аффектогенным ситуациям, фиксируясь в виде определенного аффективного знака объектов и ситуаций, они способствуют повышению бдительности к возможному повторению ситуации.
К аффектам можно отнести состояния разной модальности: и отрицательно(гнев, ярость) и положительно окрашенные переживания(восторг).
Формы аффектов:
1. Стеническая – приводящая к агрессии.
2. Астеническая – обусловливающая страх, бегство, оцепенение.
Аффект (как общепсихологическое понятие) – это внезапно возникающие интенсивные и относительно кратковременные эмоциональные переживания различной модальности, наступающие вследствие определенных аффектогенных ситуаций: они обладают количественными и качественными отличиями от эмоций и могут ограничивать свободу волеизъявления человека при совершении конкретных действий.
Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложностью их создания в лабораторных условиях. Среди экспериментальных методов вызывания аффективных реакций: внезапное выключение света, пистолетный выстрел. обрызгивание водой, предъявление испорченного крысиного трупа, мочи, фекальных масс, змей. Часть из этих методов может вообще не вызвать реакции, а другая часть вызывает лишь ряд примитивных шоков и рефлекторных изменений. Поэтому А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев исследуют естественный материал сильного массового аффекта, имевшего место весной 1924 г. при проведении по всем Вузам академической проверки.
Еще по теме:
Сущность и причины возникновения состояния одиночества
Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные де ...
Развитие внимания
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на н ...
Проблема сексуальной свободы
В последние годы проблема "сексуальной свободы" открылась новой, зловещей стороной. "Чума XX века" - СПИД - не снисходит к оправданиям типа "молодость - пора любви", "дело молодое - кто не безгрешен" ...
Навигация