Цивилизация – это культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций — западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по его мнению, будет зависеть дальнейший ход человеческой истории. На карте мира Хантингтон выделяет «линии разломов», которые исторически образовались на границах цивилизаций. Вдоль таких «разломов» между цивилизациями возникают конфликты — борьба за землю и власть, соперничество за влияние в военной и экономической сферах, за контроль над рынками и международными организациями. Особенно чреваты конфликтами отношения западной и незападных цивилизаций, а также исламскою мира с другими цивилизациями. Поэтому в обозримом будущем не может сложиться единой универсальной цивилизации. Мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, которым придется учиться сосуществовать со своими соседями.
Хантингтон предлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»[7]:
1) стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состояниями дикости и варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;
2) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;
3) идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;
4) прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;
5) синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);
6) наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;
7) период деградации и упадка человеческого общества.
Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.
Одновременно она является и мерой развития общества. Понятие "цивилизация" плодотворно прежде всего для исторической науки, ибо позволяет синтезировать объективный подход к истории (и основанное на нем формационное деление) и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека. Последнее особенно важно для понимания духовной ситуации на каждом этапе истории. Это "человеческое измерение" исторических событий заключается в ментальности каждой эпохи и цивилизации, под которыми понимается особый путь умонастроения большинства людей, ведущая вера или идея, вдохновляющая миллионы. Однако уповать только на духовный потенциал было бы не меньшей односторонностью, чем принимать во внимание только экономический базис или социально-политические институты общества. В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося в нем.
Еще по теме:
Подростковый возраст и его специфика
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к.
терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подрос ...
Краткая биографиия Аристотеля
Аристотель родился в 384 г. до н. э., во время больших событий в Македонии и Греции. Его родина – греческий город Стагира, расположенный на берегу Стримонского залива в Эгейском море, – была под сильным влиянием Македонии и переживала, ка ...
Зависть
Социальная нестабильность в обществе, экономическая дифференциация его членов, тяжелые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие ряда негативных деструктивных компонентов личности, которые в значительной мере влияют ...
Навигация