Неадекватность социальных оценок

Страница 2

Психологический анализ одиночества показал его многоликость. Каковы бы ни были причины одиночества, центральным звеном, страдающим при одиночестве, является нарушение общения, адаптационных социально-психологических процессов: ослабление интимных привязанностей и связей в первичных группах, увеличение социальной и семейной лабильности в обществе.

Кроме того, причинами суицидных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную эмоциональную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, внезапности, продолжительности и повторяемости).

Анализ суицидного поведения показывает, что обычно человек решает лишить себя жизни, во-первых, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживает человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; в-четвертых, принятие суицидного решения – акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий акт добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается личностью; при позиции "отказа" – ответственность приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

За внешним сходством суицидного акта в молодости и на стадии инволюции – будь то распад семьи или утрата партнера, несправедливость или личная несостоятельность, психологический кризис развивается по-разному. Для молодежи кризис проходит преимущественно под знаком "недостижения желания", а в пожилом возрасте – с позиций "утраты достигнутого", т.е. потребности будущего – в молодости либо "заслуженного прошлого" – в старости.

Психологические тенденции суицида приобретают особую значимость в решении вопросов профилактики суицидных действий. Психологический анализ личности, решившей добровольно уйти из жизни, дает возможность выявить не только те основы личности, которые были травмированы, но, самое главное, обнаружить те личностные "зоны сохранной моральной мотивации", выступающие как антисуицидные факторы. Последнее приобретает особый смысл и значимость в профилактике суицидных действий. Путем влияния на эти факторы (чувство собственного достоинства, гордость, совесть, стыдливость, ответственность и др.) можно помочь человеку вернуть утраченный жизненный смысл или найти (сконструировать) новый. Такой подход можно назвать морально-психологической коррекцией личности, что и является основой социальной реабилитации лиц (групп), наиболее "чувствительных" к суицидному способу решения проблем.

Диссинхрония – психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония – это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхрония проявляется на социальном и психическом уровнях. Первый уровень выражается "разрывом" между ребенком и его окружением – быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например, очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в психомоторике, т.е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное развитие "соседствует" с замедленным эмоциональным становлением психики и др.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сущность понятия “развитие” в философии
Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристик ...

Конституционные типологии человека
Первый, самый простой уровень анализа человека, - это анализ его конституционного типа. Конституционный тип- это общее строение физического тела. Когда зародыш человека имеет всего несколько клеток, у него выделяется три лепестка, которы ...

Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире
С точки зрения развития депрессии людей можно разделить на две категории — сосредоточенные на внешнем мире и его ценностях и живущие своим внутренним миром. Эти категории не абсолютны, а просто являются удобными терминами для описания пов ...