В различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.
В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно-научного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос как снять это противоречие.
Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуации имело важнейшим следствием выделение психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Так, Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно "истекающими" от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Его трактат "О душе" - первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.
Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием "психика": с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.
В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.
Начало нового крупного этапа развития психологии относится к последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). В утверждениях Декарта содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание В.Вундтом в 1879 г. в Германии первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В.Вундт получил медицинское образование, работал сначала в области физиологии, а затем в области философии. Результатом деятельности этого ученого психология была определена как наука о сознании человека, которое должно изучаться экспериментально. Научное направление школы Вундта получило название структурализма.
Становление психологии активизировало научный поиск не только в направлении структурализма. Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившее название функционализма. Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно-объективных возможностей, но и возможностей решения практических задач. Психология определялась как наука о деятельности сознания.
Еще по теме:
Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей ...
Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от
психоактивных веществ
Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании. В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода ...
Средневековая точка зрения на создание образов
Взгляд на образы как на проявление воспроизводящей деятельности сохранялся практически не изменяясь, проходя через философские системы неоплатоников Порфирия, Прокла, Плотина и через средневековую онтотеологию. Отношение к образу, сложивш ...
Навигация