Собственно Другой имеет ряд особенностей в каждой возрастной группе (20-30 лет – группа 1, 31 – 40 – группа 2, 40 – 41 - группа 3). В группе 1 (15 человек) в основном прослеживались все модусы, часто даже в одном герое (например, герой видел сны, в которых он и выбирал возможности, и спасал мир, и женился, и был тибетским монахом-отшельником и т.д.). Другой обладал порой совершенно фантастическими характеристиками. Кстати, именно в этой группе чаще всего и отчетливее представлен модус смерти и воскресения. Возможно, это своего рода предчувствие глобальных изменений в жизни, связанных с созданием семьи, началом трудовой деятельности, т.е. с максимально возможной свободой выбора. Это можно объяснить также активным поиском своего настоящего «Я», и места в мире. Испытуемые в большинстве были уверены, что их желания можно осуществить в будущем, чаще всего наблюдался разброс в желаниях. Другой для них – это скорее источник различных возможностей, различных способов самовыражения. Возможно, что представления себя другим помогают им осуществить свой жизненный выбор. В группе 2 (10 человек) наблюдалась высокая удовлетворенность жизнью, своим нынешним положением. У них наблюдались фантазии репродуктивного типа, т.е. они повторяли сюжет собственной жизни, отношение к собственной жизни прослеживалось во всех в отношениях к вымышленным жизням. Были представлены такие модусы как свобода, воля, долг, творчество, забота. Это можно объяснить тем, что человек занят самореализацией. Его самопознание сводится к познанию себя в тех качествах и особенностях, которые помогли добиться желаемого результата, добиться успеха. В группе 3 (15 человек) мы также проследили все модусы существования, представляемые другие были описаны более детально и конкретно. Это можно объяснить достаточно большим опытом испытуемых в самопознании и самовыражении. Много представлений относилось к прошлому испытуемых. Это были своего рода попытки объяснить свою судьбу с смириться с ней, что позволить в дальнейшем двигаться дальше. Это также помогает в осознании некой преемственности самопереживаний, а также позволяет рассмотреть свою жизнь, свое «Я» в контексте причинно-следственных связей.
Все предложенные нами задания оказались сложными для наших испытуемых. В индивидуальной беседе почти все респонденты отметили, что подобная работа заставила их задуматься над собой, над собственной жизнью. Т.е. подобная работа по представлению себя другим обладает большой ценностью для самопознания, что является косвенным подтверждением нашей главной гипотезы.
Обсуждение результатов.
Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. В роли другого субъект совершает виртуальные поступки, в которых он себя полностью выражает (М.М. Бахтин). Поступки этих других, их мысли, чувства, стремления заставляют задуматься о том, как бы они поступили в действительности в подобной ситуации, как бы решили возникшую проблему. Это ведет к анализу собственных взглядов, убеждений, ценностей. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.
2. В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Человек – существо недостаточное (А. Гелен), как только он удовлетворил одно свое желание, то снова появляются новые. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои желания, даже самые фантастические. Собственно представляя себя другим человек реализует именно фантастические желания, так как они настолько невозможные, что не существует таких обстоятельств, позволяющих их реализовать. Кроме того, выбор тех или иных фантастических обстоятельств позволяет человеку увидеть самого себя, определить себя («Я и есть мои обстоятельства» - Х. Ортега-и-Гассет). Значит, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.
Еще по теме:
Биоэнергетические упражнения по установлению связи с землей
Да, это правда, что большинство людей нуждаются в помощи терапевта, чтобы проработать свои тревоги, мешающие им находиться в полном контакте с землей. Однако, чтобы ускорить этот процесс, каждый может многое сделать для себя самостоятельн ...
Эмоциональное выгорание в прогностической деятельности
Феномен "эмоционального выгорания" по-прежнему остается актуальным как для исследователей, так и для медицинской общественности. Отчасти это обусловлено снижением качества медицинского обслуживания и нарушениями интересов пациен ...
Детский алкоголизм в России
О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически уп ...
Навигация