- шлепать детей младше 3 лет (обобщенная реакция, подавление активности, невроз страха, угроза развитию);
- наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии посторонних и особенно сверстников (публичное унижение);
- наказывать с применением силы за любую вину девочку старше 10 лет и мальчика старше 14 лет (новое качество психики);
- угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх (ремень, палка, линейка, сковородка);
- причинять боль и страх каким-либо иным насильственным действием (выкручиванием ушей, щипком) - это уже из области садизма;
- наказывать хладнокровно, без гнева: рассудочная экзекуция абсолютно недопустима;
- систематически угрожать наказанием [95, с. 156 - 157].
Эти советы полезно помнить и родителям, и тем, кто вынужден исправлять дефекты семейной педагогики и их печальные последствия.
Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей в лучших школах еще до того, как ребенок переступает их порог. Так, в свое время В. А. Сухомлинский начинал педагогическое просвещение молодоженов на этапе, когда они только готовились к появлению ребенка.
В воспитательно-профилактической работе с функционально несостоятельными семьями особенно важна своевременность и слаженность действий всех звеньев профилактической системы, умение найти подход не только к "трудному", но и к его родителям.
На практике нередко случается, что вместо того, чтобы выступать единым фронтом, семья и школа занимают по отношению друг к другу открыто непримиримую позицию, что в конечном счете только осложняет положение подростка. Такая настороженность, непонимание в отношениях возникают в результате тога, что учитель становится источником только отрицательных эмоций у родителей, источником лишь неприятной информации о поведении их ребенка. Все это приводит к тому, что постепенно родители избегают всякого общения, взаимодействия со школой.
Важнейшим условием успешной работы по оздоровлению условий семейного воспитания "трудных" является взаимоуважение и доверительность в отношениях родителей и тех, кто пытается помочь им в преодолении затруднений в воспитании, в установлении здоровой домашней атмосферы.
Общественному воспитателю, инспектору, учителю при установлении доверительных отношений с родителями полезно опираться на рекомендации психологов, в частности, специально разработанную Л. Б, Филоновым методику установления доверительных отношений между людьми в процессе общения [171 1.
Согласно этим рекомендациям, контактное взаимодействие педагога, психолога и родителей должно складываться из шести стадий. На начальных стадиях необходимо завоевывать доверие родителей, в период сближения следует исходить из того, что родители идут охотнее на контакт с теми должностными лицами, которые при первой встрече одобрительно отзываются об их детях. Поэтому педагог перед общением с родителями должен "снять" с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем такие положительные качества, которые даже для родителей являются "открытием". Итогом и результатом контактов на этой стадии должно быть снятие напряжения в общении, которое до этого было источником неприятных состояний родителей, У родителей формируется представление" что педагог способен правильно понять их ребенка и родительские чувства по отношению к нему и оказать реальную помощь.
Затем общение идет по пути расширения тем доверительных бесед, создастся своеобразная эмоционально насыщенная среда, в которой педагог, психолог становится необходим родителям как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
Если первые стадии взаимодействия являются периодом накопления "чистых" согласий и положительных эмоций от обсуждения проблем воспитания, то последующие стадии, когда доверие достигнуто, посвящены выявлению рассогласований, тех объективных причин, которые мешают успешному взаимодействию сторон. На данной стадии родителям сообщается о том, какие негативные качества и особенности поведения подростка более всего вызывают беспокойство.
Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.
Еще по теме:
Эмоциональное выгорание в прогностической деятельности
Феномен "эмоционального выгорания" по-прежнему остается актуальным как для исследователей, так и для медицинской общественности. Отчасти это обусловлено снижением качества медицинского обслуживания и нарушениями интересов пациен ...
Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразиро ...
Возможные негативные явления анималотерапии
Сперва отметим сами эти негативные явления. Сюда относятся: проявление агрессивности животными, аллергия, опасность паразитарных заболеваний.
Анцупова пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое сос ...
Навигация