10. опоздать в сад или школу
11. перед тем как заснуть
12. страшных снов (каких именно)
13. темноты
14. волка, медведя, собак пауков, змей (страхи животных)
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)
16. бури урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)
17. когда очень высоко (страх высоты)
18. когда очень глубоко (страх глубины)
19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, в переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)
20. воды
21. огня
22. пожара
23. войны
24. больших улиц, площадей
25. врачей (кроме зубных)
26. крови (когда идет кровь)
27. боли (когда больно)
28. уколов
29. неожиданных, резких звуков, когда что–то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)»
Еще два страха – сделать что–либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников) и не успеть, что–либо сделать – можно определить отдельно, дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№10) подобная триада страхов безошибочно укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8 – 9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребенка контрольной группе на число опрошенных нами в ней детей и подростков. Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка. Полученные данные представлены в виде таблицы.
Мы видим существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Теперь сопоставим количество страхов в нашем случае с контрольным количеством страхов с контрольным количеством страхов в таблице.
Например, число выявленных страхов 6 летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необходимо обратить особое внимание. Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Следует помнить, о чем уже говорилось, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Обратная Катрина – когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страх - фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов. Если не брать клинических случаев, невротических или навязчивых страхов, когда требуется помощь специалиста, то с большинство страхов наших детей мы можем справиться сами, о чем пойдет речь далее.
Отреагирование страха игрой и рисованием
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
3 |
9 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
11 |
6 |
9 |
11 |
7 (дошкольники) |
9 |
12 |
7 (школьники) |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
9 |
7 |
10 |
10 |
7 |
10 |
11 |
8 |
11 |
12 |
7 |
8 |
13 |
8 |
9 |
14 |
6 |
9 |
15 |
6 |
7 |
Еще по теме:
Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягостными п ...
Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений ...
Диагностика детской одаренности
Современное состояние системы образования характеризуется большим вниманием к поддержке развития внутреннего потенциала одаренного ребенка. По мнению Н.С. Лейтеса, понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: ода ...
Навигация