Исследование уровня тревожности

Страница 1

Опросник Ч.Д Спилберга ( методика адаптирована Ю.Л. Ханиным )

Теоретические сведения:

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряжённости, сопровождающейся страхами, беспокойствами, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревожность – переживание неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижения порога чувствительности. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство грозящей неудачи, невозможность принять решение и др.

В отличие от Зигмунда Фрейда, Карен Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, всё то что в отношениях с родителями разрушает отношение безопасности у ребёнка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителями. Если ребёнок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не чувствует себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребёнка ведёт к трансформированию невроза у взрослого. Тревога, возникает в ситуации неопределённости опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития события. Каким бы ни были проявления тревоги неизменно присутствуют два фактора: непреодолимая опасность и беззащитность перед ней.

Четыре вида тревожности:

1. Опасность ощущается как проистекающая от собственных побуждений и угрожающая «Я» ( примером может служить фобия, связанная с побуждением прыгнуть вниз с высоты).

2. опасность ощущается как проистекающая от собственных побуждений и угрожающая другим ( страх нанести кому- либо увечье )

3. Опасность ощущается как идущая извне и угрожающая «Я» ( страх грозы)

4. Опасность воспринимается как приходящая извне и угрожающая другим ( тревожность сверхзаботливых матерей по поводу опасностей, угрожающим их детям).

Тревожность –

важное личностное качество человека, достаточно устойчивое. Доказано существование двух качественных различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной

( Р. Кеттел, Ч. Спилберг, Ю. Л. Ханин).

Под личностной

тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» ( самооценка, уровня притязаний, отношение к себе и т. д. ) Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства ( личностное свойство).

Ситуативная, реактивная тревожность

( психическое состояние ) определяется как временная, устойчивая только в определённых жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающая в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычное эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.

Вывод и рекомендации:

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

В данном случае, ученик имеет нормальный, умеренный уровень личностной тревожности ( 1,85 баллов. Приложение № 1 )

Уровень ситуативной тревожности несколько повышен ( 2,4 балла. Приложение № 1 ), это говорит о том это состояние напряжения вызвано надвигающимися экзаменами. Замер был произведен 28 мая.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности
В возрастной психологии взрослых в настоящее время сложилось два подхода к изучению личности: возрастной и индивидуально-психологический, или личностный. Первый из подходов отличается оперированием количественными показателями, по которым ...

Интенциональные основания вербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, н ...

Развитие способностей у детей
Как показывают эксперименты, своевременное развитие способностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов. Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкаль ...