Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса

Информация о психологии » Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса » Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса

Страница 1

До начала 50-х гг. психологи и педагоги практически не занимались систематическим изучением факторов, влияющих на учебную деятельность школьников. Они были так поглощены новой занимательной игрой в измерение интеллекта, что все их усилия сосредоточились исключительно на выявлении интеллектуальных предпосылок обучаемости. Такие факторы, как атмосфера в семье, принадлежность к определенному социальному классу, воспитательные методы, применяемые родителями, мотивация, личностные качества, стиль мышления и т. д., стали рассматриваться в связи с учебным процессом сравнительно недавно.

Однако связь между личностными характеристиками и учебной деятельностью школьников всегда была предметом внимания в школьных отчетах и в учительской. Многие поколения учителей и учащихся интуитивно считали это важным объяснительным принципом. Об этом свидетельствуют, например, такие типичные для школьных отчетов обороты, как «занимается охотно», «не умеет сосредоточиться», «но уверен в своих силах», «сомневается в себе» и т. д. Как ни бывают поверхностны порой подобные характеристики, они, тем не менее, выражают интуитивное убеждение, что успеваемость школьников тесно связана с их образом Я и с поведением, продиктованным представлениями о себе. Обратимся же теперь к данным исследований, в которых эта связь выявляется объективными методами. В большом исследовании, посвященном установлению зависимости между мотивацией, личностными характеристиками и успеваемостью, Кэттелл, Сили и Суини (1966) обнаружили, что различия в успеваемости учащихся объясняются на 21—25 % данными теста на интеллект, на 27—36 % — личностными свойствами и на 23—27 % — мотивацией. На основе данных, полученных в этом исследовании, можно заключить, что для прогнозирования уровня успеваемости школьника необходимо учитывать показатели его личностных качеств, мотивации и способностей. Поскольку Я-концепция относится как к сфере личности, так и к мотивационной сфере индивида, ее вклад в варьирование успеваемости оказывается очень существенным. Мы уже не говорим о той решающей роли, которая принадлежит Я-концепции в сфере физического и социального развития школьника, которое также должно занимать в системе образования заметное место. Это следует особенно подчеркнуть, ибо когнитивное развитие и успеваемость нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов развития, как это все еще нередко делают.

Несколько исследований, проведенных Смитом (1969), позволили установить зависимость успеваемости от различных элементов Я-концепции. Изучение около шести тысяч детей в возрасте девяти — одиннадцати лет показало, что наибольшее влияние на успеваемость оказывают такие факторы, как самоустановки индивида и характер его личностной мотивации. Учет этих элементов Я-концепции позволил Смиту более чем в два раза повысить точность прогнозов успеваемости и отсева учащихся из школы.

Некоторые работы, посвященные выявлению взаимосвязи Я-концепции и учебных достижений, были специально сосредоточены на проблеме низкой успеваемости. Комбс (1964) исследовал различия в самовосприятии и восприятии своих взаимоотношений с окружающими у школьников, обладающих одинаково хорошими способностями, но имеющих различную успеваемость. Для эксперимента были отобраны мальчики, показатель интеллекта которых был выше среднего уровня. Выяснилось, что у неуспевающих школьников больше развито чувство неадекватности, что они в целом хуже относятся к окружающим — взрослым и сверстникам — и считают, что окружающие относятся к ним плохо. Это подтверждает точку зрения, согласно которой индивид проецирует свое отношение к себе на отношение к себе окружающих. Исследование Комбса показало, что способные, но неуспевающие мальчики существенно отличаются от своих успевающих сверстников по эмоциональному складу, а также в плане самовосприятия и восприятия других.

В эксперименте Уолш (1956) участвовало 12 успевающих и 12 неуспевающих мальчиков, учащихся начальной школы, показатель интеллекта которых превышал средний уровень. Уолш пришла к заключению, что способные дети, плохо успевающие в школе, в целом испытывают по отношению к себе более негативные чувства, чем их успевающие сверстники. Неуспевающие школьники отличались ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения.

Результаты этих и многих других исследований свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между успеваемостью и базовой психоструктурой у школьников, что проявляется как в учебных ситуациях, так и в более широком социальном контексте.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Духовные последствия внебрачных отношений
Мужья и жены перестают существовать по отдельности, они – одно целое. Это слияние несет в себе силу и жизнь. Сначала в любви вместе соединяются души. Затем их любовь переходит в завет клятв и обещаний перед Богом. Апогеем этого является с ...

Мотивы и чувство
Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предмет ...

Проблема чувств и аффектов в античной психологии
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные ...