- я не очень стараюсь познакомиться с новыми людьми;
- мне не удается знакомиться с людьми;
- у меня нет тех личностных качеств, которые необходимы для знакомства с новыми людьми;
- я пользуюсь неверной стратегией, чтобы познакомиться;
- я, обычно, не в том настроении, чтобы знакомиться;
- есть множество других обстоятельств, мешающих знакомству.
Не сложно заметить, что все эти доводы – признаки собственной несостоятельности. Все шесть объяснений, довольно категоричны. «Мне не удается…», «У меня нет…», «Я, обычно,…» – однозначные штампы. Вряд ли, если задать вопрос: «А сколько раз вы пытались?», или «Как часто у вас не получалось?» респонденты вспомнят хотя бы десяток подобных случаев. Срабатывает принцип социального научения.
Есть определенный, сформированный социумом образ того, каким должно быть знакомство. В случае неоднократного несоответствия такому стандарту, возникает чувство неуверенности или неполноценности. Хотя, никто из них не думает о том, что даже попытка знакомства или взаимодействия – это уже знакомство. Вас знают, вы существуете, вы замечены и пусть это знакомство не соответствует общепринятым стандартам – все же это начало, а дальше необходимо, не обременяясь «заученными формулами» развивать и растить отношения. Возможно они будут самыми особенными и непохожими на другие.
Неуверенность в себе, восприимчивость к чужим мнениям и суждениям, формируют стиль и образ поведения, ограничивающий количество социальных контактов или делающих их неполноценными, что затрудняет получение ожидаемой оценки, что может спровоцировать переживание одиночества.
С другой стороны Дэниел Рассел, отмечает, что среди объяснений собственного одиночества, студенты отмечают такие, как:
- никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей;
- никто не знает меня по-настоящему;
- я могу найти друзей, если захочу;
- люди вокруг меня, но не со мной.
Люди, не испытывающие недостатка общения, уверенные в своих силах и способностях, льстящие себя иллюзией, считают, что снизойди они до общего уровня, и от друзей не будет отбоя – все эти люди так же одиноки. Высокомерие, надменность, пренебрежение к общепринятым нормам и правилам, так же как и неуверенность в себе, формирует особое, не одобряемое окружающими отношение к людям, что также затрудняет социальные контакты и ведет к одиночеству.
Любой стиль поведения, образ мыслей, система взглядов, идущие в разрез с привычными социальными моделями общения, определяют специфический стиль поведения индивида и затрудняет получение адекватной, ожидаемой оценки.
Однако, моделей общения может быть несколько, и неприемлемость поведения в одной может соответствовать правилам другой модели. Необходимо обладать достаточной психологической гибкостью, чтобы неоднократно «переключаться с одного образа на другой, во избежание дефицита внимания к собственной персоне. Закостенелость и упрямство могут быть полезными в определенных ситуациях, но могут сослужить и плохую службу.
Маски, которые мы одеваем и по мере необходимости меняем по многу раз на день, иссушают психику. Необходимость постоянно быть другим, не «самим собой», постоянно соответствовать наученному стереотипу, ожидаемому образу сжигает и обесценивает наш внутренний мир. Лицедейство, избавляя от одиночества, девальвирует и истощает личность. Человек не одинокий – человек уставший.
Здесь следует перейти к личностям, переживающим желаемое одиночество. Люди. Стремящиеся испытать одиночество – это те, кто в силу обстоятельств получают в свой адрес оценку больше, нежели ожидают. Подобные ситуации говорят о внутреннем конфликте и смене ценностей личности. Общество продолжает воспринимать и оценивать индивида прежними, привычными и общепринятыми стандартами, которые им не ожидаются и которым он пересыщается.
Уровень ожидаемой оценки намного ниже, чем индивид фактически получает. Этот низкий уровень ожидаемой оценки может быть обусловлен обесцениваем факта внимания к себе, как такового в силу приобретения единственного всеобъясняющего источника оценки. Например, вера и религия с ее всех и все любящим Богом. Может быть вполне достаточным источником оценки, и все дополнительное внимание, будет восприниматься, как излишнее. Суета и события вокруг утомляют и разочаровывают человека, он переживает одиночество в обществе людей, и только с Богом находит покой.
Еще по теме:
Особенности психического развития в младшем
школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась ...
Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой
Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодо ...
Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство ко ...
Навигация