Методика коррекции состояния одиночества

Страница 2

Что же является причиной неудовлетворенности и отсутствия оценки?

Как было сказано выше, чаще всего уже сформированные социальные связи (семья, работа, друзья) со временем теряют такие свойства, как качество и значимость. Ощущение стабильности, безусловного присутствия в жизни этих моделей общения, с одной стороны избавляют от необходимости приобретать новые или подобные контакты, а с другой – обесценивают их. Таким образом, при девальвации значимости отношений и при невозможности или нежелании эти отношения реабилитировать, возникает эмоциональная пустота, не восполнение которой приводит индивида к переживанию одиночества. Стремление удовлетворить потребность в оценке остается нереализованным из-за должных качеств и навыков.

Иногда клиенту достаточно изменить или улучшить свою внешность (лицо, одежда, жесты). Уже сам тот факт, спровоцирует определенное количество внимания к личности, к подобному способу, часто неосознанно прибегают люди на том этапе внутреннего дискомфорта, когда эмоциональная неудовлетворенность еще не переросла в одиночество.

Так же дефицит оценки обусловлен стандартностью и предсказуемостью поведения и образа жизни. Ежедневно попадая в привычные ситуации, обращаясь с одними и теми же людьми, человек сам ограничивает круг возможностей в получении признания и внимания. Даже при низкой адаптивности и коммуникабельности сам факт вхождения в новые социальные модели общения (спортзал, группы по интересам, клубы, новая работа или увлечение) является мощным толчком для формирования качественно нового отношения к себе. Главное, чтобы в этих интересах отношения индивид был желанен либо связан с остальными единым интересом.

Этим сугубо личностным механизмам формирования отношений следует добавить подходы, цель которых помочь индивиду установить новые связи: это тренинг социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия, а также группы купирования застенчивости и повышенной тревожности.

Для многих клиентов, сам процесс прихода в подобные группы, индивидуальные консультации, взаимоотношения внутри коллектива есть достаточный источник количественной оценки. Терапевтические группы полезны и в том качестве, что личность, участвующая в них оказывается в центре внимания, а оценка группы становится качественной формой признания.

Психолог может показать группе клиентов видеозапись того, как надо вступать в разговор, поддерживать телефонную беседу, делать и принимать комплименты и т.д. Нелишними будут навыки регулировки периодов молчания и разговора, невербальных методов общения, мимики. Тренинг должен длиться не менее 10 недель. Каждое занятие группа обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а после упражнений обсуждает правильность или неправильность выполнения заданий. Такие занятия должны записываться на видеокассету, так что клиенты могут представить себе, что они делали. Занятие заканчивается выдачей домашнего задания, начиная со вступления с незнакомым человеком в беседу и заканчивая попыткой установить добрые и доверительные отношения.

Подобные тренинги, конечно, не меняют саму личность, они скорее определяют способ поведения в стандартных ситуациях и могут помочь в получении достаточного количества оценки. Это необходимый исходный пункт для социально-обеспокоенных и одиноких людей, однако, большее значение имеют навыки углубления отношений и получения более стабильной и весомой формы признания – качественная оценка.

2 ступень: навыки получения качественной оценки.

Одиночество может возникнуть не только в результате отсутствия связей, но из-за неудовлетворенности качеством существующих отношений. Действительно, как только преодолевается некоторый количественный порог человеческих отношений, оказывается, что детерминантой одиночества в гораздо большей мере является неудовлетворенность их качеством.

В конце концов все социальные отношения получают свое завершение – или из-за разрыва отношений, или из-за смерти партнера. Когда отношениям наступает конец, люди часто испытывают одиночество. Даже горе по поводу утраты качественных связей не так велико в силу эмоционального сжигания и привыкания, как одиночество.

Вейс разделял понятие «горе» и «одиночество». Горе – это синдром шока, протеста, гнева, боли, обжигающей печали, вызванной потерей источника оценки. Напротив, на отсутствие связей, а не на их потерю.

К качественным отношениям можно отнести такие социальные контакты при которых важным являются личные характеристики и качества партнеров, совместная деятельность, влияющая или определяющая поведение обоих сторон. Качественные взаимоотношения учитывают весь комплекс особенностей личности, который определяется сторонами, как предпочтительный по сравнению с большинством. Получение качественной оценки, как метод избавления от одиночества, более сложен, а обучающий процесс более продолжителен, так как предполагает внутреннюю перестройку, замену или приобретение новых личностных качеств. Именно этот путь вызывает сопротивление и несогласие со стороны клиентов. Трудно признаться себе в том, что твой образ жизни и стиль поведения – социально незаметны или неприемлемы. Но, с другой стороны, если существующая система взаимоотношений привела к переживанию одиночества, значит, в ней есть серьезные недостатки незаметные для индивида в силу субъективных причин.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Развитие воображения
Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуетс ...

Состояние аффекта
Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: 1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию ...

Культура как мера развития и мир человека, как способ самоопределения и развития личности
Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях. Воспитание и обучение человека ...