Характеристика детей из неполных семей

Страница 2

Нередко бывает, что сами дети неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить. Но что мы называем недостатками характера?

Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребенка веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Необходимо знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида: проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм [5; с.109].

Более подробно рассмотрим перечисленные недостатки детей из неполных семей. К первому виду недостатков характера относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет.

Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбия ребенок оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей? Их несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливой мамы. Некоторые матери стремятся всячески оградить своих детей от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них "лентяев". Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителя в глазах ребенка. Не так уж мало членов неполных семей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Они объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к "интеллигентной" профессии. Таким матерям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

Во-вторых, леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда мама выполняет все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами. Ребенок может стать ленивым из-за отсутствия трудовой обстановки в неполной семье.

В-третьих, сильным отрицательным фактором, способствующим формированию лености, может оказаться для ребенка бесперспективность обучения. Дети хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых детей следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Так как, например, у младших школьников чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и "зубрил", а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Способности, задатки и индивидуальные различия
Исследуя развитие способностей, ученые долгое время отталкивались от теории врожденных свойств или задатков. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском во ...

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...

Психологический аспект
Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоува ...