Психосоциальная концепция развития личности Эриксона

Страница 2

В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, возникает страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "не признания себя" со стороны окружающих людей.

Если человек нашел себя, то идентификация облегчается. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность посвящает себя нужному, любимому труду и заботе о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если был отрицательный выбор на всех этапах развития.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности; человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Переход от одного периода к другому - это изменение сознания и отношения ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм - это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослым.

Упрямство - реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость - бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его самостоятельности.

Выделяют большие кризисы (новорожденность, кризисы 3-х лет, подростковый кризис 13-14 лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне проходят спокойно, связаны с развитием умений, самостоятельности ребенка.

Позитивное значение критических возрастов - в переходе к новому, высшему периоду развития личности. Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители, если они не понимают особенностей психики детей, не знают их типичных поведенческих реакций. У многих супругов вызывает недоумение и гнев детский негативизм, характерный для 2-6-летних малышей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Операции воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования[5,с.304]. Образы, воссоздаваемые в про ...

Особенности физиологии полов
Дело в том, что в организме человека имеются железы внутренней секреции, вырабатывающие различные гормоны (иногда их образно называют химической лабораторией организма). Половые гормоны, определяющие формирование растущего организма по му ...

Межличностные отношения и психологический климат в коллективе
Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. А так же, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющи ...