Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.
Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.
Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, т.е особой отзывчивости на окружающее, или избирательной активности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».
Лейтес подчеркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию». Согласно современным данным, существуют сензитивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л.С. Выготскому, «незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям».
Итак, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой мере скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.
Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н.С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. «Воспитание трудолюбия – важнейший фактор формирования любых способностей», - справедливо подытожил Б. Алякринский в книге «О таланте и способностях».
При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет (20-30, 80-х г.г. 20 века) показывает доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности. Этой проблемой занимались Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Р. Уилсон, Д. Горн и другие.
За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.
Еще по теме:
Проблемы у молодых сотрудников в организации
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в н ...
Предотвращение конфликтов в коллективе
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности, поэтому изучение проблемы предотвращения конфликтов актуально. Предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготови ...
Сущность основных понятий одаренности
Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого ...
Навигация