Современные подходы к исследованию детской одаренности

Информация о психологии » Проблема детской одаренности » Современные подходы к исследованию детской одаренности

Страница 1

Среди научных разработок последних лет наиболее интересным представляется исследование группы ученых-психологов под руководством Н.Е. Веракса. Истоки данного исследования лежат в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов, где ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Изучая развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте, ученые вводят понятие «нормативная ситуация», под которой понимают сочетание фактов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация есть пространство активности личности, выступающая как совокупность типичных ситуаций с набором стандартных, предписанных нормами способов активности или культура. Исследователи доказали зависимость нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе от самой системы образования, которая может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу.

Введение данного понятия позволяет по-новому рассмотреть концепцию развития одаренности т.е активность одаренного ребенка в нормативной ситуации. Исследования позволили выделить несколько видов активности. В одном случае действия ребенка направлены на выявление возможностей, существующих в данных обстоятельствах, что говорит о творческой одаренности. Когда активность протекает в пространстве возможностей, где ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность, она отражается в понятии интеллектуальной одаренности.

Анализ образовательной работы в ДОУ обуславливает два принципиально разных подхода. В одном детям предоставляется максимальная свобода действий, в другом – наоборот жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность, но данная свобода не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе. В другом случае, приобретая бесполезные для дошкольного возраста навыки, ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста. Решение сложившейся ситуации исследователи видят в предоставлении возможности ребенку проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты, т.е. проявлять умственную активность как в творческом, так и в интеллектуальном плане.

В результате проверки данной гипотезы на практике были сделаны выводы:

1. Развитие детской умственной одаренности может рассматриваться в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.

3. В зависимости от характера нормативных ситуаций, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая активность и инициативу ребенка.

4. Поддержка детской инициативы может осуществляться в двух формах: в продуктивной проектной деятельности, и в форме продуктивного взаимодействия – нормотворчества.

Феномен необычайной одаренности современных детей остается одной из наиболее активно обсуждаемых тем учеными последних десятилетий. Особо одаренных детей американскими учеными было принято называть детьми Индиго, первые суждения о которых

относятся к 80-м годам минувшего века. В 1982 г. американка Нэнси Энн Тэпп, обладавшая способностью видеть ауру людей, написала книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Нэнси классифицировала определенные типы человеческого поведения по цвету ауры и утверждала, что людей индиго можно узнать по темно-синему цвету ауры. Но авторы последующих публикаций доказали, что цвет ауры — критерий непостоянный, он может меняться в зависимости от состояния здоровья, настроения. Поэтому, чтобы решить, относится ребенок к категории индиго или нет, надо принимать во внимание широкий спектр показателей, прежде всего уровень развития интеллекта, креативность, сферу интересов, особенности поведения. Ведь, согласно имеющимся в зарубежных источниках представлениям, индиго — это человек, которого с детства ведет по жизни его предназначение, его желание внести вклад в улучшение жизни человечества.

В середине 80-х годов в США вышла книга «Дети Индиго» супругов-психологов Ли Кэрролла и Джен Тоубер. Эта книга и по сей день печатается большими тиражами, хорошо продается и широко обсуждается. Авторы книги утверждают, что ребенок Индиго обладает необычными психологическими характеристиками и поведением. Таких детей они провозгласили как посланцев нового мира. Сейчас, по утверждению некоторых исследователей, таких детей около 30 миллионов, а есть даже суждения, что из каждых десяти детей девять — Индиго!

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблема отцовства в современной тувинской семьи
Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности ...

Социальная сущность сознания
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного быт ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. ...