Еще одним изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид потовых желез, что ведет к усилению запаха тела. Рассмотрим физиологические и половые изменения, которые происходят в отрочестве.
Неприятие своего тела может проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.[7, c.6-9]
Скорость развития у мальчиков и девочек различна. В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения данного периода происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Но существуют очень большие индивидуальные различия в скорости развития представителей одного пола. Поздно созревающий мальчик или девочка может выглядеть все еще ребенком, в то время как другой мальчик или девочка того же хронологического возраста может иметь внешность вполне зрелого мужчины или женщины.
Можно увидеть, что период отрочества совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резко и часто довольно внезапно, поэтому подросткам приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади. Процесс роста не всегда обладает внутренней гармоничностью. Развитие половых признаков зачастую отстает от общего физического развития, поэтому подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. Это все имеет определенные психологические последствия, связанные с трудностями личной адаптации, которые являются тем более сильными, чем явственнее выступают диспропорции в развитии.
Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости.[19, c.65-66]
Специалист по детской психологии Михаил Буянов предупреждает, что подростки часто даже ненавидят собственный внешний облик. Свое тело они считают безобразным, смотрят на себя в зеркало с отвращением, уверены, что все вокруг смеются над их "уродством".
Что же именно тревожит подростков?
У мальчиков – это недостаточный рост, физическое развитие. У девочек – кожа, полнота, оволосение. Подростки думают о внешности из чувства тревоги. Яркие наряды нужны им как подтверждение, что их опасения напрасны, что они могут нравиться. Позже на первое место выйдут другие качества – ум, умение общаться, надежность, доброта, но в этом возрасте важнее образ физического "Я". Подростки начинают вести себя раскованно, вызывающе. Встречают друг друга "по одежке", которая теперь является для них "визитной карточкой", выражающей принадлежность к той или иной группе сверстников. Поэтому часто носят одинаковые джинсы, юбки, туфли. Ребята в этом возрасте оценивают себя положительно только тогда, когда у них нет видимых недостатков. Вот почему подростки с "дефектами" внешности чаще всего страдают от чувства неполноценности.
"Жирный", "Прыщ" – обычно ребята с такими прозвищами подвергаются насмешкам сверстников. Они твердят: "Я – урод, тощий, лопоухий. Меня никто не любит". Это причина развития застенчивости, ранимости, неумения общаться, неуверенности в своих силах.
Эти переживания могут довести подростка до депрессии. Страдающие от своего мнимого уродства, стеснительные, застенчивые, с заниженной самооценкой, но отличающиеся повышенной чувствительностью и уязвимостью, – такие дети, по мнению Буянова, втайне жаждут, чтобы их разубедили в этом, растолковали и заставили поверить, что их лица и фигуры не уродливы, а очень даже привлекательны.
Неприятие собственного тела доводит подростков до патологического стремления к недостижимому идеалу красоты и стройности. Они месяцами морят себя голодом. Стремление приблизиться к идеалу превращается в навязчивую идею, может привести к полному истощению, угрожающему самой жизни подростка.
Еще по теме:
Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития
Однако с развитием культуры антропология значительно расширила свои границы и приобрела междисциплинарный характер. Тема нашего исследования – когнитивная антропология – является одной из перспективных направлений развития современного ан ...
Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, какое из возможных действий выбирает чело ...
Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности ...
Навигация