На основании имеющегося опыта работы со специалистами (профконсультантами) центров занятости населения можно выделить следующие сложные, проблемные моменты, связанные с формированием ценностно-смыслового, «личностного ядра» профессиональной деятельности профконсультантов в ходе их специально организованной подготовки и переподготовки:
1. Явный недостаток адекватных и эффективно работающих методов как для практической профконсультационной работы (этим методам можно было бы обучать профконсультантов), так и психолого-педагогических технологий специального рассмотрения общественных нравственных проблем. Проблема заключается в том, что существующие средства рассмотрения ценностно-смысловых проблем больше относятся к конкретным людям, но мало моделируют отношения человека с социумом и, тем более, почти не затрагивают проблему самоопределения в обществе, которое в духовном отношении переживает не лучшие времена.
В качестве общих требований к таким методикам и психолого-педагогическим технологиям можно выделить: 1) завуалированность главной цели методики, ее непонятность для обучающегося (иначе вся работа будет восприниматься как «очередное морализаторство»); 2) отсроченность эффекта формирования ценностно-нравственной, мировоззренческой позиции (в таком сложном деле наивно было бы рассчитывать на «быстрый» эффект); 3) интересность, интрига процедуры методики, что позволяет на то, что методика запомнится и тогда, возможно, проявится ее эффект; 4) отсутствие в методике грубых и нетактичных элементов. которые могли бы оскорбить уже существующие взгляды на эти проблемы конкретных участников; 5) личное принятие преподавателем главной идеи и процедуры данной методики или психолого-педагогической технологии; 6) обязательную включенность ценностно-нравственных психолого-педагогических технологий в общую схему подготовки и переподготовки профконсультантов (в этом случае достаточно непростые рассуждения о нравственности и интеллигентности будут восприниматься некоторыми наиболее болезненно реагирующими на это специалистами более спокойно и естественно).
2. Декларативный характер многих психолого-педагогических занятий, где хотя бы делаются попытки рассмотреть общественные проблемы несколько иначе, чем это делается в официальных средствах массовой информации. Проблема осложняется не только тем, что конкретному профконсультанту (который также является работником государственной службы) трудно противодействовать великолепно работающей пропагандистской машине, но т и тем, что немалая часть обучающихся профконсультантов уже привыкла именно к декларациям «по поводу нравственности и духовности», но не к откровенному и личностно-заинтересовенному разговору на эти непростые темы.
Вариантом преодоления декларативных методов является более смелое использование на занятиях игровых ситуаций, дискуссий, а также специально подготовленных активизирующих вопросов к аудитории. Опыт показывает, что такие активизирующие вопросы даже без их последующего подробного рассмотрения имеют высокий активизирующий эффект – эффект незавершенного действия. Дело в том, что если слушатели, стремясь сохранить свое стереотипизированное представление по данному вопросу, выстраивают определенный «внутренний барьер» и начинают активно высказываться, то иная точка зрения так и не воспринимается ими. В случае же, когда точка зрения преподавателя просто обозначена (как одна из множества возможных) слушатель. Не имея возможности заговорить («заболтать») ее, вынужден размышлять о новом для себя видении проблемы уже за рамками учебного занятия. К сожалению. Часть преподавателей понимает активизацию слушателей как непременную организацию обсуждения, забывая при этом, что даже в хороших группах общения высказаться успевают далеко не все желающие. В этом отношении лекция со специально подготовленными активизирующими вопросами обладает достаточно сильным стимулирующим на самостоятельные размышления эффектом.
Еще по теме:
Философско-психологические основания исследования проблемы «Я» и
самопознания
Проблема человеческого «Я» - один из самых главных аспектов вопроса о сущности человека. Она охватывает многие вопросы: родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество личности, сохранение и изменение на прот ...
Психоаналитическое направление
Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными структурными компонентами психической организации являются:
1. Ид (оно) – бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача к ...
Влияние СМИ на жизненный стиль личности
Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует, например, определенн ...
Навигация