Специфика психического развития

Страница 4

Модель развития личности (А.В.Петровский).

Выделены собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3); детсадовское детство (3-7), младший школьный возраст (7-11), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст (15-17).

В раннем детском возрасте в меру присущей ребенку активности он усваивает сложившийся в семье тип отношений, претворяя их в черты свой формирующейся личности. Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне усвоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое “Я” из окружающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим, т.е. демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и т.д. При этом если переход к новому периоду не подготовлен в предыдущем возрастном периоде успешным протеканием фазы интеграции, то здесь складываются условия для кризиса развития личности - адаптация в новой группе оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду. В этом возрасте происходит усвоение ребенком норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализация - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция - гармонизация неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость.

В младшем школьном возрасте фактором развития личности становится не столько сама по себе учебная деятельность, сколько отношение взрослых к учебной деятельности школьника.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. Микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих для него по своей значимости. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка зачастую не вписываются в систему социальных требований [8].

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива
Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников). Во-вторых, эт ...

Межгрупповые конфликты
Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует огромное множество. Из объективно складывающихся социальных общносте ...

Философия науки и роль парадигм
Со времен промышленной революции западная наука добилась поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей жизни миллионов людей. Ее материалистическая и механистическая ориентация почти полностью заменила теологию и философию в кач ...