Основная нагрузка на первом этапе ложится на эмоциональный компонент, который выражен наиболее ярко. Эмоциональная реакция на этом этапе является своеобразным сигналом, сообщающим о нарушении равновесия, об изменениях, произошедших в системе организм-среда. Если изменения кратковременны и поверхностны, индивиду скоро удаётся восстановить потерянное равновесие, и система возвращается к своему первоначальному состоянию, В этом случае адаптивный процесс не разворачивается, а действия, производимые индивидом, можно, скорее, назвать координационными, чем адаптационными. Если же изменения необратимы, реактивное поведение индивида, как правило, не приводит к желаемому результату, прежнее состояние не удается восстановить. Чтобы достичь равновесия, должны произойти определенные качественные изменения, для чего необходимо строить новую систему взаимодействия. Тогда начинает разворачиваться собственно процесс адаптации, который может идти в двух направлениях. Обычно выделяют защитную и незащитную адаптации . Если нарушения взаимодействия слишком болезненны, могут включиться психологические защитные механизмы, когда произошедшие изменения будут искажены или игнорированы. В этом случае процесс адаптации запускается на бессознательном уровне, становится неконтролируемым и не чувствительным к дальнейшим изменениям ситуации, что, обеспечивая временный положительный эффект, часто приводит к еще большему нарушению взаимодействия.
Условием нормального протекания процесса адаптации является принятие изменившейся ситуации, точнее, самого факта изменений. Тогда интенсивность эмоциональной реакции снижается и происходит переход ко второму этапу процесса,
На втором этапе ещё остается общее состояние дискомфорта, часто отмечаются проявления тревоги. Отношение к происходящему обычно неоднозначное, амбивалентное, подвержено колебаниям. Такое состояние побуждает индивида к активному целенаправленному поиску, сканированию и анализу ситуации. Значение поисковой активности для адаптации общепризнано и отражено в ряде работ . Наличие этапа ориентировки дает преимущество живым системам, способным к активным поведенческим проявлениям и обладающим неким
запасом поведенческих реакций, которые могут целенаправленно отбираться в зависимости от особенностей ситуации.
Основной задачей второго этапа процесса адаптации является адекватная ориентация в ситуации. Человек начинает активно собирать информацию, позволяющую прояснить ситуацию. Резко повышается чувствительность к релевантной информации. Человек пытается выяснить требования, предъявляемые к нему со стороны среды, способы поведения и реагирования, адекватные ситуации, анализирует свои возможности сквозь призму возникших требований. На этом этапе информированность, осведомленность личности прогрессивно возрастают. Если этап пройден удачно, человек становится обладателем знаний, которые дают возможность подойти к решению возникших проблемных ситуаций.
При нормальном течении процесса общая преобразующая активность на втором этапе существенно снижается. Спонтанное реактивное поведение, не приведшее к положительным результатам на первом этапе, приостановлено, для планомерной активности ещё не хватает готовности и знаний: человек как бы "затаился".
Таким образом, основная нагрузка на втором этапе ложится на когнитивный компонент, который призван обеспечить личности запас знаний, необходимых для налаживания взаимодействия. Когда собрано достаточное количество информации, ситуация прояснилась, изучены требования среды и собственные возможности, индивид вступает на третий этап процесса адаптации.
Еще по теме:
Интенциональные основания вербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, н ...
Болезнь
как конфликт между сознанием и подсознанием
К началу XIX в. окончательно утвердилось представление о том, что человеческое тело и его функции можно полностью описать в терминах физики и химии, а идеал медицины – превращение в инженерную науку по обслуживанию тела, о чем речь шла вы ...
Сознание субъекта.
Всякая деятельность исходит от личности как ее субъект и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим позна ...
Навигация