Результаты исследования и их психологическая интерпретация

Информация о психологии » Проблемы адаптации личности в группе » Результаты исследования и их психологическая интерпретация

Страница 4

Как видно из полученных данных (Табл. №5), у большинства испытуемых как из группы студентов, так из группы учителей выявлены низкие (46,6% и 23,3% соответственно) и средние (50% и 66,6%) показатели по уровню нейротизма.

С помощью F – критерия Фишера нами было выявлено, что статистически достоверных различий между процентными долями двух выборок нет.

Исходя из этого, мы можем заключить, что большинство испытуемых из обеих групп имеют высокий и средний уровень эмоциональной устойчивости. Они характеризуются отсутствием большой напряженности, раздражительности, впечатлительности. Так же можно отметить их уверенность в себе и сохранение организованного поведения в стрессовых и обычных ситуациях.

И лишь незначительное количество испытуемых являются дискордантами, то есть имеют высокие показатели по уровню нейротизма. Они эмоциональны, чувствительны, проявляют неровность в контактах с людьми, а так же склонность к раздражительности.

Корреляционный анализ данных

Табл. №6 Корреляционный анализ между коэффициентом групповой адаптации и индивидуально – личностными характеристиками.

Индивидуально –

личностные характеристики

Коэффициент групповой адаптации

Студенты

Учителя.

Коммуникативный контроль

rs = 0,73; p<0,01

rs = 0,76; p<0,01

Локус контроль

 

rs = 0,78; p<0,01

Нейротизм

rs = - 0,57; p<0,05

rs = - 0,32; p > 0,05

Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации и уровня коммуникативного контроля.

Как видно из полученных данных, представленных в таблице №6, корреляционные связи коэффициента групповой адаптации с уровнем коммуникативного контроля статистически значимы. (В группе профессионалов rs = 0,76, в группе студентов rs = 0,73; при р <0,01). Зависимость переменных – прямая. То есть, испытуемые с высоким коэффициентом групповой адаптации демонстрируют высокие показатели по уровню коммуникативного контроля. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что такая личностная характеристика, как коммуникативный контроль, может оказывать влияние на уровень адаптированности личности в группе.

Выявленные взаимосвязи между коэффициентом групповой адаптации и коммуникативным контролем можно интерпретировать следующим образом:

поскольку коэффициент групповой адаптации взят нами как уровень индивидуальной адаптированности в группе, то, как мы полагаем, адаптационный потенциал личности зависит от того, насколько чутко реагирует испытуемый на действия и поведение окружающих, отвечая социальным ожиданиям группы. Если человек действует импульсивно, открыто, раскованно, что не всегда соответствует социальным ожиданиям, это способствует возникновению конфликтов, которые, в свою очередь, снижают уровень адаптированности личности в группе. И, напротив, чем больше личность контролирует себя, свое поведение, выражение эмоций в ситуациях социального взаимодействия, тем выше уровень ее индивидуальной адаптации, как показывают наши исследования.

Следовательно, уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль в процессе адаптации личности. Таким образом, наличие высокого коммуникативного контроля повышает адаптационный потенциал личности в группе.

Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации и локуса контроля

Как показывают результаты (таблица №6) коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с локусом контроля личности в группе учителей (rs = 0,78; р<0,01). Зависимость переменных – прямая. Это говорит о том, что испытуемые с высоким уровнем самоконтроля (интернанты) имеют высокие показатели коэффициента групповой адаптации.

В группе студентов эти связи трудно проследить из-за локализации данных (95%) в области высоких значений (интернальности) (см. табл.№4).

Испытуемые с высоким коэффициентом групповой адаптации, как правило, обнаруживают интернальный локус контроля. Возможно, это объясняется тем, что наряду с формирующимся в результате опыта человека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих на его действия, параллельно складываются определенные принципы поведения в группе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действия влияют на события, происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все и ищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуации общения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя из собственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиями жизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай или судьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить за своим поведением и соотносить его с ожиданиями группы. У таких испытуемых снижен уровень индивидуальной адаптированности к своему социальному окружению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Модель стрессовой реакции
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет ...

Возможности психоанализа для понимания иррационального в конфликтах
Краеугольным понятием психоанализа выступает понятие "вытеснение". Несомненно, что жесткий авторитет властных структур, свойственный прежней системе общественных отношений, был связан с вытеснением в сферу подсознательного, ирра ...

Выводы
1. Семейная депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп "социального риска": - расстройства возрастного психоло ...