Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия

Информация о психологии » Проблемы взаимодействия людей » Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия

Страница 1

Данная проблема явилась центральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение, заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивид входит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и оказаться в пределах собственного опыта он может лишь на основе социальных отношений и совместных действий”. Вступая в отношения с другими людьми в процессе освоения различных форм деятельности, индивид начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему. Лишь через принятие роли другого индивид начинает осознавать свои собственные действия с позиции этого другого. “Мы видим себя так, как видят нас другие, мы обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие, мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие”.

Процесс становления личности посредством принятия роли другого в ходе социального взаимодействия содержит две стадии. Первая стадия – стадия “ролевых игр” – характеризуется освоением конкретных установок других индивидов, с которыми данный индивид вступает в непосредственное взаимодействие. Так, ребенок усваивает коллективные формы деятельности и социальные отношения через принятие роли “конкретного другого”. В процессе ролевой игры ребенок принимает какую-либо роль – роль отца, матери, воспитателя, и т. д., – и воспроизводит в себе стимулы, соответствующие данному ролевому поведению. То есть на первом этапе индивид осваивает “роль другого”; в нем появляются его другие Я, которые затем формируются во внутреннего “социального другого”. Однако на этой стадии ребенок переходит от одной роли к другой так, как ему придет в голову, а это значит, что его деятельность еще не организуема социально.

Вторая стадия – стадия “коллективных игр” – характеризуется тем, что индивид осваивает определенные правила соотношения ролей и вырабатывает целостное поведение через усвоение им “роли обобщенного другого”. Установки всех участников взаимодействия в процессе коллективных игр обобщаются индивидом в некое единое целое. Именно с помощью такой организации всех установок других в единое целое действия данного индивида обретают определенную направленность и становятся контролируемыми им самим. Теперь индивид начинает воспроизводить в своем сознании некоего “обобщенного другого”, глазами которого он не только оценивает свою деятельность, но и стремится самостоятельно ее организовывать. Сообщество контролирует деятельность тех, кто в него входит посредством единства установок, составляющих “обобщенного другого”. Лишь научившись самостоятельно организовывать, планировать, и оценивать собственную деятельность как некое единое целое, индивид становится личностью.

Процесс усвоения социальных установок, принятие роли других и воспроизведение индивидом в своем сознании “обобщенного другого” приводит к формированию личности “Я”. Структура же завершенного “Я” по сути дела отражает единство и структуру межличностного взаимодействия.

В структуре личности “Я” Д.Г.Мид выделил две подсистемы: “me” и “i” Под “me” понимается совокупность всех установок других (или “обобщенного другого”), совокупность всех социальных отношений усвоенных индивидом, “организованный ряд отношений с другими, предполагаемый самой личностью”9. “Me” так же выступает в роли цензора, благодаря которому “внешний” социальный контроль принимает форму “внутреннего” индивидуального самоконтроля над побуждениями личности. “I” представлено Д.Г.Мидом как спонтанная, импульсивная, творческая сторона личности; “i” – непредсказуемая реакция, непосредственный отклик индивида на требования сложившейся ситуации; “i” – нерефлексивный, но рефлексируемый при помощи “me” элемент “Я” (Self). Проявления “i” осознаются лишь с позиций “me” и после того, как спонтанная активность “i”была уже произведена; “i” фиксируется лишь в памяти как опыт, но само “i” всегда в настоящем.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Пять мифов о родах с мужем
Миф первый: Роды с мужем — модное нововведение. На самом деле совместные роды, по крайней мере, на Руси, считались делом обычным. Читаем в книге «Как понять младенца». «В старину крестьянки рожали, сидя на руках у мужа. Тот помогал жен ...

Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразиро ...

Применение психодиагностики в оценке служащих ОВД России
Итак, мы выяснили, что психодиагностика – это совокупность приемов, позволяющих оценить психику человека. Она позволяет выявить личные качества человека, его психологическое состояние в определенном промежутке времени, а также предрасполо ...