Бинсвангер известен как создатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру «экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциальный анализ – это своего рода феноменологический анализ актуального человеческого существования. Целью экзистенциального анализа является реконструкция внутреннего мира опыта. Благодаря данному анализу, подлинное бытие личности обнаруживается посредствам углублению ее в себя с целью определения и выбора «жизненного плана», не зависимого ни от чего внешнего.
Бинсвангер считал, что «душевная жизнь человека заключается в жизни его сознания, и что нет в этом сознании другой реальности, нежели как реальности, конституируемой активностью интенциональных актов: “Интенциональность есть существеннейшее (Eigenwesentllche) жизни сознания”». Занимаясь соотношением методов научного и феноменологического познания, Бинсвангер указывает, что «теорией как способом “чистого дескриптивного познания” является не деятельность с предметами внешнего мира и его самого безосновное произвольное конструирование, но обращение к самим сущностям (т.е. освобожденным от спекулятивного разума формам и видам чистого сознания) и выработка идеальной методологии этого обращения (т.е. ограничение понятийного анализа действительно содержащимся в сознании, имманентным сознанию; идеирующее движение от в реальности сущего через единичные сущности к сущностям всеобщим)».
Однако следует указать, что главным в феноменологии Бинсвангера считает утверждение значимости, а также «последовательное использование в философском исследовании актов категориального (сущностного) созерцания».
Сам Бинсвангер отмечает, что «когда он обратился к феноменологии и Dasein-анализу, для него расширилась и углубилась сама проблема бессознательного, поскольку на этих этапах проблема бессознательного встает с меньшей силой лишь в противоположность проблеме “сознательного”, которым “бессознательное” во многом - как всегда это бывает в случаях подобных простых противостояний - определяется и в психоанализе».
«B противоположность Dasein-аналитике, которая, верная еще Гегелем установленному факту, что личность есть то, что есть ее мир (весь ее мир) как ее мир, стремится работать со всеми возможными мировыми проектами человеческого Dasein, психоанализ, по-преимуществу, ограничивается эфирным миром фантазии и сна”» (S.I 37).
Исходя из работ Бинсвангера, можно сделать вывод, что бессознательное, в строгом психоаналитическом смысле, направлено на сущее, но никогда на Dasein. «Ибо оно (Dasein) обозначает бытие, как сущее на своем месте и способное осуществляться этим своим “Da” (das da ist und sein Da hat), т.е. знает об этом и сообразно этому ведет себя. Это “Da” есть его открытость, его мир. Бессознательное же не имеет мира, мир ему не открыт, и даже не был “обещан”, как это бывает в ясных сновидениях, и оно не понимает себя из своего мира» (S.148-149).
Понятия "бытие в мире", "трансценденция", "миро-проект" почерпнуты Бинсвангером прямо из хайдеггеровского "Бытия и времени". Эти понятия фигурируют практически у всех авторов экзистенциального направления; с ними связана трактовка проблем свободы воли, личной ответственности [4].
По замыслу экзистенциалистов, понятие "бытие-в-мире" предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Дихотомия "объект - субъект" признается как ошибка Декарта, а картезианская картина мира - как следствие отчужденного восприятия действительности, порождаемого техническим прогрессом. С точки зрения экзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир - это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.
Еще по теме:
Физиологический аспект
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфе ...
Болезнь
как последствие неудовлетворенности потребностей
А.Г. Маслоу, анализировавший трансцендентный опыт больного человека, рассматривал духовную жизнь как уходящую «своими корнями в биологическую, видовую природу человека». Он первым из психологов обратил внимание на тесную связь физического ...
Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Употребляется в трех основных зн ...
Навигация