После смерти Платона (347 г. до н. э.) Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии. Он покидает Афины, переселившись по приглашению своего друга Гермия в Атарней (Малая Азия). Аристотель провел там около трех лет. После смерти Гермия Аристотель женился на его родственнице Пифиаде. Вынужденный покинуть Атарней, философ прожил некоторое время с семьей на острове Лесбосе, а затем в 343 г. переехал по приглашению Филиппа в столицу Македонии Пеллу, где стал воспитателем его сына Александра, будущего известного полководца Александра Македонского. Александру в это время было всего 13 лет. В течение трех лет (343-340 гг. до. н. э.) Аристотель преподавал юному Александру политические и философские науки. (1, Ал 13) Не сохранилось почти никаких сведений ни о характере обучения, ни о тенденциях воспитания, на которых остановился выбор Аристотеля; во всяком случае, влияние на Александра этого обучения и воспитания было немалым. (3, Ас 190) Уроки Аристотеля его ученик всегда вспоминал с благодарностью и присылал ему из всех походов редкие манускрипты, книги, гербарии. Эти книги в последствии помогли Аристотелю в систематизации психологических знаний, накопленных его предшественниками. (7, Марц 55) Уже через три года воспитательская деятельность Аристотеля почти прекратилась вследствие того, что в 335 г. до н. э. Филипп умер, и Александру пришлось отныне уделять все время и внимание политическим делам по управлению государством. (3, Ас 190)
В первые годы самостоятельной деятельности Александр оказывал большое внимание мыслителю; однако последний был многим недоволен в политической и, в частности, в завоевательной деятельности своего ученика.
После 12-летнего перерыва, в 335 г. до. н. э., уже 50-летним человеком, Аристотель вновь возвратился в Афины. (1, Ал 14) Есть основание полагать, что к этому времени Аристотелем была уже проделана огромная научная работа – собраны естественнонаучные материалы, исторические источники; однако главные из его собственных научных работ были закончены лишь в последние годы его жизни. Аристотель явился в Афины как человек известный и уважаемый, связанный дружескими отношениями с могущественным македонским двором, в прошлом воспитатель молодого македонского царя. Сохранилось, впрочем, далеко не достоверное, сообщение об огромной денежной поддержке, которая будто бы была оказана Аристотелю для ведения и организации обширных научных исследований.
По настоянию депутации от афинских граждан Аристотель приступил к организации собственной школы, которая, как и Академия Платона, просуществовала почти 6 веков и была закрыта в III в. Местом для нее был избран в одном из предместий города гимнасий, примыкавший к храму Аполлона Ликейского. По прозвищу этого храма – Ликейский – школа Аристотеля получила название Ликея. Чтение лекций Аристотель проводил в аллеях сада, окружавшего гимнасий, прогуливаясь взад и вперед. (3, Ас 190-191) Сам принцип обучения студентов, а также характер общения между преподавателями и слушателями были заимствованы у Платона, структура Ликея и содержание преподаваемых курсов существенно отличались от платоновских. Главным отличием было то, что, медик по образованию, Аристотель и к проблемам психики подходил с естественно-научных позиций, положив именно биологию, медицину, а не математику в основу психологии. (7, Марц 56) Обучение в Ликее имело двоякую форму: «эксотерическую», или преподавание риторики, доступное для всех, и «акроатическую», или «эсотерическую», для одних лишь подготовленных. В программу «эсотерического» обучения входила метафизика, физика и диалектика. «Эсотерики» слушали в утренние часы, «эксотерики» – в вечерние. Как и платоновская Академия, Ликей Аристотеля был не только школой, но также и кругом лиц, связанных между собой тесными узами дружбы. (3, Ас 191)
Еще по теме:
Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии
на современном этапе
Большинство психологов в настоящее время признают, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, который зависит от как от степени облученности индивидов, так и от природных возможностей. ...
Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Мы проанализировали такой психический процесс, как представление. Однако следует обратить внимание на то, что необходимо отличать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.
Первичными образами памяти называются ...
Виды воображения
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. Н ...
Навигация