Литературная – научная и философская – продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Ученые до сих пор с удивлением отмечают тот факт, что стагирскому мыслителю удалось создать огромное количество сочинений, характеризующихся обилием использованного фактического материала, обстоятельностью трактовки рассматриваемых вопросов, обширностью познаний, касающихся развития науки и относящихся притом к самым различным областям знания: логике, философии, естествознанию, истории, политике, этике, литературе, эстетике. Основную часть сочинений Аристотеля составляет свод его трактатов и ряда отрывков. К сожалению, значительная часть работ Аристотеля не дошла до нашего времени. (1, Ал 17) + (3, Ас 192)
Характер компоновки и изложения в дошедших до нас произведениях свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения – отделанные, предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски. Часть этих отрывочных материалов, возможно, не принадлежала самому Аристотелю. Впоследствии, по-видимому, были сделаны попытки подогнать отрывки друг к другу, сделать между ними спайки, устранить неувязки, внести в неоформленный материал литературную обработку. При этом, однако, должны были возникнуть и новые несообразности и неувязки. Со всеми этими особенностями – проблемами, противоречиями – это то, чем мы в настоящее время владеем из наследия Аристотеля. (3, Ас 193)
Все сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам в соответствии с классификацией наук, предложенной самим мыслителем:
1) сочинения по логике, известные в истории философии под названием «Органон»;
2) произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенные Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»;
3) естественнонаучные работы;
4) сочинения, рассматривающие общество, государство, гражданина. Сюда должны быть отнесены все исторические, политические сочинения и работы по вопросам этики, а также по теории искусства. (1, Ал 18)
Естественное введение в свод в философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном». Название это возникло после смерти Аристотеля, оно принадлежит, видимо, его комментатору Диогену Лаэрцию (III в. до. н. э.), употребившему его для обозначения шести сочинений Аристотеля по логике. Так как, согласно Аристотелю, логические связи – отражение связей бытия, то «Органон» – не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии, которому специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля – «Метафизика». (3, Ас 193-194)
Второй группой сочинений Аристотеля и являются те его философские работы, которые объединены под общим названием «Метафизика». Еще до сих пор в современной науке идут споры о характере этого произведения. То, что «Метафизика» не является единым произведением, об этом говорят прежде всего частые иногда почти дословные, повторения текста в разных книгах. В «Метафизике» объединены сочинения из разных периодов философской деятельности великого античного ученого, чем и объясняется подчас противоречивые положения, высказанные в разных книгах этой работы.
В третью группу сочинений могут быть включены естественнонаучные и натурфилософские работы мыслителя, получившие огромное значение в истории науки. Насчитывается большое количество естественнонаучных работ Аристотеля. Главнейшие из них: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», «О частях животных», «О происхождении животных», «О памяти», «О сне», «О дыхании» и др. Несомненно, что «Физике» Аристотель придавал решающее значение среди всех работ по естествознанию и натурфилософии. Исключительное разнообразие вопросов, затронутых и освещенных в «Физике», объясняется тем, что она не была одним, осуществленным по строго задуманному плану произведением. Как теперь окончательно установлено наукой, «Физика» – это ряд сочинений Аристотеля о природе, объединенных позднейшими издателями в одно целое произведение. Соединение различных произведений Аристотеля было осуществлено в I в. до н. э. Андроником Родосским.
Другой важнейшей работой, относимой к этой же группе сочинений, но стоящей несколько особо, является знаменитое сочинение в трех книгах – «О душе». Создав это сочинение уже после работы над «Физикой», «Категориями» и др., Аристотель подводил в нем итог научному развитию в области психологии и теории познания. Отвергая в этом сочинении учение Платона о душе, философ считал основой всех знаний ощущения, причем их источник он находил за пределами человека – в природе.
Еще по теме:
Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотн ...
Борьба с детским алкоголизмом
Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть, сложа руки - все равно, что копать могилки собственным детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отрав ...
Волевой процесс
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.
В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое ...
Навигация