Кто-то наслаждается торжественной тирадой в свою честь, кому-то приятнее просто улыбка любимого человека. Один теплится славой и признанием, другой – имея многое, стремится к одиночеству. Несомненно одно: в процессе физического и эмоционального общения, взаимодействия, при всем многообразии его форм и результатов, человек получает что-то очень важное, чувствуя себя нужным, оцененным, востребованным и любимым.
Разные по степени выраженности и предпочтительности с точки зрения общества, эти контакты могут быть одинаковы по значимости или оказанному действию на индивидуума. И голос мамы в темноте, и заработная плата, и уважение детей, и преодоление трудностей являются очень важными моментами в жизни человека. Они подтверждают, что наши качества, наши поступки и эмоции замечены, одобрены и признаны. Эти маленькие события и реакции общества объясняют и оправдывают наше существование, подтверждают нашу нужность и востребованность, слагают нам цену.
Поэтому любое взаимодействие, любой контакт, предполагающий двухстороннюю направленность и отвечающий формуле «действие – реакция на действие», сознательно или бессознательно, несет в себе оценочный аспект. Другими словами, оценка – это признание качеств и свойств личности.
Не стоит однобоко толковать понятие «оценка». Это не обязательно одобрение положительных качеств личности, скорее оно звучит как «замеченность», очевидно, что оцениваемые качества, с точки зрения «большого социума», могут быть и положительными и отрицательными.
Оценку личности несут в себе мнение, суждение, констатация факта, так и жест, выражение эмоций, поступок и даже воспоминания о них. Понятие «оценка» вмещает в себя не только положительный, но и отрицательный оттенок значения. Конечно, для индивида предпочтительней положительная оценка, как стимулирующая его рост и развитие, но и отрицательная оценка – это тоже факт замеченности и признания определенных качеств и свойств личности, а значит, может быть не менее значима и необходима. Таким образом, подарок ко дню рождения – это оценка, улыбка незнакомки – оценка, письмо – оценка, подчинение, уважение, одобрение, ненависть – тоже оценка.
Оценка – сугубо человеческий фактор. Само по себе событие (назначение на должность, победа в соревновании, потеря или приобретение друзей) не являются оценкой, скорее оно формирует предпосылки и возможности для оценивания индивида другими людьми или себя самого, поэтому в определенной ситуации люди являются источниками оценки.
С другой стороны и сам человек может быть источником оценки. Преодолевая трудности, превозмогая боль или усталость, фантазируя и наделяя себя другими качествами, индивид повышает свою значимость в собственных глазах – и это тоже является оценкой. Оценку личности со стороны социального окружения назовем интерперсональной, гетерогенной, а сформированную самим индивидом – интерперсональной аутогенной.
Источник оценки может быть сильным или слабым, имеющим большее и меньшее значение для личности, в зависимости от чего и оценка будет обладать теми или иными свойствами. Постулируем, что любая оценка обладает тремя свойствами: количество, качество и значимость. Все эти свойства в разных оценках могут быть выражены в различной степени. Количество оценки характеризуется частотой ее появления.
Еще по теме:
Структурные методы разрешения конфликтов.
Существуют две группы методов (способов) управления конфликтными ситуациями — структурные и межличностные. Структурные методы
разрешения конфликта включают:
• разъяснение требований к работе;
• использование координационных и интегра ...
Построение межличностных отношений в юношеском
возрасте
Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее ха ...
Понятие, виды и стратегия поведения в конфликте
На сегодняшний день проблема возникновения конфликтов является одной из самых важных и требующих повышенного внимания. В течение всей своей жизни человек сталкивается с множеством противоречий острых и спорных ситуаций и моментов решение ...
Навигация