В трансакции: «Привет. Как дела?» «Привет. Нормально» оценка «Привет. Нормально» просто признает существование собеседника, причем форма оценки – стандартная, а две стороны могут вообще быть мало знакомы. Свойства этой оценки – определенное количество (в зависимости от частоты возникновения подобной оценки), низкое качество, и практически нулевая значимость, т.е. это в большей мере количественная оценка.
Качество оценки чаще всего определяется формой, в которой эта оценка была дана: повышение зарплаты, обоснованное и обдуманное резюме, помощь в работе.
Значимость оценки зависит от личности, эту оценку дающей (учитель, муж, жена, друг, авторитетный человек…). Чем выше значимость человека или группы, тем выше значимость оценки.
Нужно учитывать, что «количественная» оценка обладает вообще ничтожна, в больших – имеет определенный вес. Одна качественная оценка может быть выше сотен количественной, а одна значимая оценка предпочтительней многих и качественных и количественных (таб.1.1.).
Постоянная, неутомимая направленность индивида на поиск и формирование источников оценки и заставляет человека принадлежать к определенной группе (одинаково направленной по интересам или взглядам), заводить друзей и семью (стабильный источник качественной и значимой оценки), заниматься самообразованием или самосовершенствованием.
Иногда стремление получить оценку в определенных условиях так велико, а способы ее достижения так хитроумны, что вызывают недоумение, причем это стремление не соответствует самооценке личности.
Но оказывается, что получение этой оценки предусмотрено и ожидаемо человеком в данной социальной модели общения. Самооценка определяет способ поведения и место личности в социуме, а «социальное научение» дает человеку надежду и ожидание, что в этой, определенной ситуации – реакция должна быть привычно качественной, результат – выше, оценка – значительней. Каждое отдельное взаимодействие предполагает результат и в зависимости от участников, от условий формирует ожидаемую оценку.
Причем если самооценка довольно стабильна и даже в экстремальных ситуациях (новый коллектив, развод, служба в армии) Обычно находит способы и иные качества для поддержания собственного уровня, то ожидаемая оценка определяется условиями взаимодействия. Можно иметь высокую самооценку и не ожидать похвалы и признания. Можно иметь низкую самооценку но ждать эффекта от отдельного поступка, потому, что обычно, для других этот эффект присутствует.
Ожидаемая оценка берет свои корни из того самого чистого эмоционального «Я хороший», «Я хочу». Ребенок, с еще не сформировавшейся самооценкой, ожидает внимания и заботы (то есть, оценки) со стороны родителей, и если не получает его – страдает. Старики зная свои достоинства и недостатки, с давно и стабильно сформировавшейся самооценкой, тоже страдают, не получая привычного, ожидаемого внимания со стороны внуков, детей, государства.
Таблица 1.1
Соответствие группы потребностей механизмам формирования и свойствам оценки личности
Группа потребностей личности |
Механизм формирования оценки |
Формируемое свойство оценки |
Социальные (межличностные) потребности |
Гетерогенный, интерперсональный |
Количество оценки |
Материальные потребности |
Качество оценки | |
Потребности в безопасности |
Аутогенный, интерперсональный | |
Потребности в признании |
Гетерогенный, интерперсональный |
Значимость оценки |
Потребности в самовыражении |
Аутогенный, интерперсональный |
Еще по теме:
Социальные детерминанты самосознания
Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязания на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической с ...
Индивидуальная работа с семьей
Большинство воспитанников социально-реабилитационных центров - дети из неблагополучных семей. Среди них мы выделяем семьи педагогически несостоятельные, конфликтные, асоциальные (асоциально-криминальные). При всех различиях этих семей, об ...
Факторы, влияющие на развитие детской одаренности
Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.
Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богат ...
Навигация