Психология развития Жана Пиаже

Страница 2

Согласно описанию, данному Пиаже, схемы, по-видимому, со­вершенно похожи на порождающие правила или процедурное зна­ние, на утверждения типа «как сделать» или «если ., то .». Процедурное знание является представлением «последо­вательностей действия» в современной теории познания или обра­ботки информации. Когда Пиаже, чья работа предшествовала появ­лению современной теории обработки информации, говорил о раз­витии мыслительных процессов у людей, он ссылался на увеличение числа сложности схем, усвоенных данным человеком. После того как человек овладевал этими схемами, они всегда были в его распо­ряжении, чтобы использовать их для действия, распознавания или реагирования на любой предмет или событие, которое ему или ей встречались[4].

Основное положение теории развития Пиаже состоит в том, что организм взаимодействует с окружающей средой и такая связь называет­ся адаптацией[5]. При адаптации в среде организм вырабатывает схемы, которые позволяют ему продолжить функционировать в этой среде.

Сама суть жизни есть продолжающееся и неоднократное взаимодействие между организмом и окружающей его средой, которое позволяет организму функционировать.

Пиаже (1952)[6] постулировал наличие двух механизмов для выполнения адаптации. Первый из них, ассими­ляция, — это процесс, используемый для включения новой информации в существующие схемы, которые достаточны, чтобы понять ее. Это оз­начает, что, когда кто-то встречает что-то новое, он или она стараются как-то обращаться с этим новым (т.е. распознать, что это такое, или как-то реагировать на это), используя существующую схему или план действия. В результате схема не претерпевает существенного измене­ния, но она увеличивается, чтобы включить в себя новый опыт и ре­зультат реагирования на него.

Ассимиляция несколько напоминает бихевиористскую концепцию обобщения стимула, в которой организм — после того как он научил­ся реагировать на один стимул — отвечает таким же образом на другие стимулы, которые похожи на первоначальный. Такая тенденция уси­ливается, если результат реагирования на новый, но похожий стимул оказывается удовлетворительным, как и в случае, когда организм реа­гировал на первоначальный стимул.

Предположим, что вы преподаете, а учащаяся, которая не выпол­нила свое задание, приводит в свое оправдание что-то, о чем вы раньше никогда не слышали. У вас уже есть схема того, как поступать в случае невыполнения задания, и вы ассимилируете этот новый опыт в эту схему и реагируете тем, что даете ей дополнительное зада­ние, как бы вы сделали с любым другим, не выполнившим задания, независимо от обстоятельств. Вы адаптировались к новой ситуаций, используя уже имеющийся план, как вести себя в ней. Вы не приба­вили себе новой схемы, вы просто подобрали подходящую схему из имеющихся.

В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, постулированный Пиаже[7], — аккомодация — представляет собой процесс, используемый для видоизменения существующей схемы с тем, чтобы суметь понять информацию, которая иначе оказалась бы совершенно непонятной при существующих схемах. На этот раз человек, приобретающий новый опыт, не может справиться с ним при помощи существующей схемы — ни одна из них не подходит для этого достаточно хорошо. Такой человек должен изменить существующую схему и создать новую с тем, чтобы суметь проявить адаптивную реакцию. Это напомина­ет концепцию процесса учения или решения проблем, когда-то, что известно, не работает в данной ситуации, надо попробовать что-то новое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Исследование уровня тревожности
Опросник Ч.Д Спилберга ( методика адаптирована Ю.Л. Ханиным ) Теоретические сведения: Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряжённости, сопр ...

Депрессия и реальность
Депрессия стала настолько распространенным явлением, что один психиатр даже описал ее как «совершенно нормальную» реакцию, при условии, конечно, что она «не мешает нашим ежедневным делам». Но даже если эта реакция является «нормальной» в ...

Структурные методы разрешения конфликтов.
Существуют две группы методов (способов) управления кон­фликтными ситуациями — структурные и межличностные. Структурные методы разрешения конфликта включают: • разъяснение требований к работе; • использование координационных и интегра ...