Для Пиаже интеллект является сочетанием всех схем, имеющихся у человека. Эти схемы позволяют человеку поддерживать равновесие между собой и окружающей средой, с тем, чтобы адаптироваться к ней и справляться с обстоятельствами по мере того, как они возникают. Интеллект поэтому представляет собой регулирующую или адаптирующую силу и, как таковой, является результатом ассимиляции и аккомодации человека в окружающей среде. Более того, для Пиаже интеллект не представляет собой содержание или объем имеющихся у человека знаний. Скорее он представляет собой структуру или то, как организовано известное, чтобы его можно было использовать. Конкретные организационные структуры интеллекта - это схемы, структуры, образованные в результате ассимиляций и аккомодации. Такой взгляд на интеллект как на адаптируемость, или способность ориентироваться в меняющейся окружающей среде, сильно отличается от более привычного взгляда на него как на либо общие, либо специальные знания человека. Для Пиаже[10] интеллект больше похож на процедурное знание или знание того, что нужно делать, чем на декларативное знание или просто знание фактов.
Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде. Как мы вскоре увидим Пиаже, делит развитие интеллекта на отдельные этапы, причем на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения равновесия.
Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, которые используются для того, чтобы иметь дело с предметами или событиями. К примеру, идентификация является операцией, как и арифметическое сложение или классификация. Все действия, которые люди способны предпринять в рамках систем логики или математики, составляют операции (Piaget, 1950)[11]. По мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и лучше определенные системы. Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше операций, и эти операции становятся все более сложными.
Каждая из четырех стадий развития, выделенных Пиаже, характеризуется выполнением какой-то отличительной операции. Пожалуй, лучше других исследована операция сохранения.
Эта операция представляет собой развитие схемы, позволяющей человеку осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в том случае, когда его форма и расположение меняются. Когда ребенок совершает операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется, или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически. Если в каждый из двух стаканов (один высокий, другой низкий) мы нальем фиксированное количество воды, то количество воды в каждом стакане будет одинаковым, даже если может показаться, что высокий стакан содержит больше воды (см. рис.1)[12].
Рис.1
Если мы разложили 10 пуговиц в 1 ряд или в 2 ряда, то общее число пуговиц будет одинаковым в обоих случаях, даже если может показаться, что при расположении в 1 ряд пуговиц будет больше (см. рис. 2).
Рисунок 2[13]
Еще по теме:
Производственные конфликты
Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликт ...
Влияние «эдипова комплекса» на возникновение сверх-я, я, оно
Фрейдовские представления о человеческой психике, как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание), и Сверх-Я, Идеал-Я (совесть) общеизвестны. Независимо от того, насколько признается, или, напротив отвергается данная психоаналитическ ...
Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической
напряженности
Социальной напряженности в социально-трудовой сфере, как особому фенамину социологи начали уделять внимание сравнительно недавно. Отечественные исследователи постсоветского периода не были готовы к четким прогнозам и оценкам ситуации обос ...
Навигация