Главное, на чем сходятся нейрофизиологи, это то, что гипноз является искусственно вызванным и управляемым процессом торможения определенных отделов коры головного мозга при бодрствовании "очага возбуждения", через который сохраняется контакт (раппорт) с пациентом. Такое искусственное сужение фокусировки сознания на заданном раздражителе делает пациента некритически внушаемым и управляемым.
В этом состоянии вы можете получить от пациента информацию, которую он в сознательном состоянии скрывает или просто не помнит. Правда, в дальнейшем Фрейд и его коллеги убедились, что загипнотизированный может вспомнить и то, чего не было, выдать свои домыслы за реальность. Однако усиление внушения в таком состоянии было несомненным и могло быть использовано в лечебных целях (к сожалению, не только в них).
Итак, Джеймс Брейд убеждается в эффективности гипнотерапии при самых разных заболеваниях. Она начинает применяться другими врачами, причем не только для лечения, но и просто для улучшения состояния (в том числе при самогипнозе), сна и т.п. Упоминаются неоднократные случаи успешного гипнотического обезболивания при проведении хирургических операций. Но не все идет гладко - органы официальной медицины то разрешают применение гипноза в лечебных учреждениях, то вновь запрещают. Однако данный феномен уже серьезно заинтересовал медицинскую общественность и общество в целом.
Существовали две важнейшие школы гипнотерапии и их выдающимися основателями были Бернгейм и Шарко. Это те люди, с которыми уже работал молодой Зигмунд Фрейд и которые оказали очень большое влияние на него и его психоанализ.
Франция, конец XIX в., Бергнгейм вместе с другим выдающимся психотерапевтом Льебо работает в клинике в Haнси. Шарко - в парижском пригороде Сальпетриер. Они так и вошли в историю как нансийская и сальпетриерская школы гипноза.
К моменту изучения и применения гипноза все они уже являются известными психиатрами, психотерапевтами, невропатологами. Работают в основном с неврозами, истериями и производными от них психосоматическими и психотическими, заболеваниями.
Кстати, в гипнотерапии Льебо был один интересный практический прием. Если при проверке гипнабельности пациентов он видел, что у кого-то не получается каталепсия ("окоченение" пальцев, рук и т.д.) или левитация (непроизвольный подъем рук), он не заострял на этом внимание группы и говорил: "Прекрасно. Теперь вы готовы к следующему…"
Это хороший прием, так как не все люди достаточно гипнабельны и обращение на них внимания группы может разрушить веру во всемогущество гипнотизера и снизить эффект его целительного воздействия.
Чем отличаются школы Бернгейма и Шарко?
Бернгейм, не отрицая определенных материальных энергетических процессов, происходящих в организме, основное внимание уделял роли внушения, но рассматривал его главным образом как пусковой фактор, который "включал" соответствующие нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие саморегуляцию всего организма. Он называл это законом "идeодинамизма".
Интересуясь объективными нейрофизиологическими механизмами гипнотического воздействия, он уделял большое внимание личностному фактору, считая, что эффект гипноза во многом определяется не только профессиональным мастерством, но и "внушающей силой" личности гипнотизера и различной степенью внушаемости пациентов. Когда Фрейд как-то пожаловался Бернгейму, что не может некоторых пациентов ввести в состояние гипноза, то Бернгейм, будучи в это время крупнейшим авторитетом в этой области, признался, что не все пациенты могут быть введены в глубокую стадию гипноза. Это тоже была одна из причин, по которой Фрейд отказался от гипноза при проведении психоанализа.
Шарко, напротив, придерживается тенденции максимальной объективизации гипноза, сводя к минимуму субъективный фактор.
Мы помним, что наукой со времен Канта могло считаться лишь то, что может быть доказано (измерено) объективно и не зависит от субъективных факторов. Именно поэтому Франц Антон Месмер старался показать, что он не просто великий целитель (в чем мало кто сомневался), а серьезный ученый, открывший материальность астрального флюида и животного магнетизма, и отрицал влияние своей харизматической личности. В какой-то мере эту тенденцию продолжил Джеймс Брейд по отношению к гипнозу.
В этом же ключе работает и Ж. Шарко (а впоследствии и Фрейд). Все они ярко доказывают серьёзную объективную научность своей деятельности, всячески принижая роль фактора субъективности (внушения врача и внушаемости пациента).
То, что Бернгейм объяснял внушением, некоторые сторонники Шарко приписывали даже воздействию на расстоянии металлов и магнитов, т.е. фактически возвращались в домесмеровские времена, так как Месмер пришел к идее астрального флюида, долго изучая минеральный магнетизм и отказавшись от него.
Еще по теме:
Представления как психологическое явление и его основные характеристики
Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания, умения управлять своим телом и побеждать болезни.
Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их наз ...
Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мы ...
Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный
рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. ...
Навигация