Большую роль в формировании гендерных установок оказывает и семья. В семье девочка-подросток получает первые гендерные идеалы, диспозиции и нормы. Они не обязательно повлияют на ее сексуальную идентификацию, но непременно на гендерную. В дальнейшем также женщина с гомосексуальной идентичностью будет обретать те или иные роли в собственной семье. Хотя и считается, что лесбиянка не может иметь семьи, но однополую пару тоже можно считать семьей.
В своем исследовании «О распределении гендерных ролей в лесбийских парах» О. Герт[18] выдвигает гипотезу о том, что в лесбийских парах разделение на гендерные роли практикуется лишь в случае, когда оба партнера стремятся построить традиционную семью и при этом являются ярко выраженными буч и фэм. Основной гипотезой исследования явилось предположение о том, что в большинстве российских лесбийских пар нет четко выраженного распределения ролей. Все зависит от ситуации и индивидуальности. В разные моменты жизни пары маскулинные или феминные черты проявляются разными партнерами, в зависимости от ситуации тот или иной партнер играет ту ли иную роль. Вопросы выполнения домашней работы, выстраивания карьеры, материального обеспечения и т.п. решаются на паритетной основе обеими лесбиянками.
Исследовательницей было опрошено 33 женщины с гомосексуально идентичностью в возрасте от 21 г. до 54 лет по специальному интервью. Среди опрошенных было 10 лесбийских пар (61%), эти женщины или жили вместе, или регулярно встречались (вместе проводили выходные, ездили в отпуск) в течение 1 года и более (две женщины находятся в отношениях друг с другом уже 26 лет). Плюс 3 женщины, которые также состояли в отношениях с другими женщинами, но их партнерш не удалось опросить. Таким образом, женщин, имеющих постоянного партнера на момент опроса, было 23 (70%). Остальные 10 или имели отношения в прошлом, или на тот момент пытались построить отношения с кем-то. По их словам в их семьях, или просто парах распределения гендерных ролей нет, считает большинство опрошенных (85%). Остальные 5 человек (15%) признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль.
К бучам себя относят 5 человек (15%), к фэм – 3 (9%), к дайкам (андрогинам) – 9 (27%). И 16 человек (48%) не видят в таком разделении смысла, считают себя просто женщинами и никак себя не маркируют. Из неполных семей было 12 человек. Если посмотреть, как они себя определяют, то мы получим, что либо никак (7 человек из 12), либо как дайков (5 из 12). Те, кто причисляет себя к фэм и буч, – все из полных семей (вероятно в полной семье формируются завершенные мускулинные или фемининные гендерные стереотипы).
Большинство опрошенных женщин (28 человек, 85%) считает, что отношения между двумя женщинами отличаются от отношений между мужчиной и женщиной. И только 5 человек (15%) говорили о том, что отношения определяются не полом, а разными индивидуальностями.
Таким образом, исследование подтвердило основную гипотезу о том,
что в большинстве лесбийских пар не существует распределения по гендерным ролям. «Бучи» (15% опрошенных, которые признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль), действительно, стремятся строить традиционные семьи. Однако, ни одна из опрошенных «фэм» не стремится в традиционную семью, они хотят быть женственными, но не зависеть ни от мужчины, ни от «буча». Такой, казалось бы, на первый взгляд парадокс противоречия феминности и стремления к независимости продиктован гендерными трансформациями, происходящими в российском обществе и смешением традиционных гендерных ролей.
Очень многие лесбиянки говорили о том, что в родительских семьях чистого распределения по ролям не было. И действительно, в советских семьях обычно работали оба родителя и вместе материально обеспечивали семью. Некоторые отцы охотно выполняют домашнюю работу (стоят у плиты, гладят, стирают, убирают в квартире), воспитывают детей; а матери принимают важные стратегические решения, касающиеся развития семьи. Но при этом все-таки большинство опрошенных имело представление о том, какую в идеале гетеросексуального общества играет роль мужчина, а какую женщина. В основном этот идеал сводился к следующему утверждению: «Мужчина – добытчик, защитник, женщина – тыл, мир и уют в доме». Лишь двое сказали, что они не знают, зачем нужен мужчина. В их родительских семьях мужчины не было, а на основе кино и книг они не могут понять, какие функции выполняет в семье муж и отец.
Раз в лесбийских отношениях нет традиционного распределения по мужским и женским ролям, то некоторые используют для разделения на типажи ярлыки, пришедшие с Запада: «буч», «фэм» и «дайк». Надо заметить, что на Западе ими уже никто давно не пользуется. У нас же более молодые лесбиянки эти образы активно эксплуатируют, хотя в лесбийской среде процент ярко выраженных «бучей» или «фэм» невелик. Однако многие лесбиянки старшего, среднего поколения, как, впрочем, и молодые обходятся без навешивания ярлыков и даже «лесбиянками» себя предпочитают не называть.
Еще по теме:
Основные понятия и виды анималотерапии. Их применение
Сперва определимся, что существует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения) и направленная анималотерапия (целенаправленное и ...
Субъективность как фактор психологического здоровья
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъе ...
Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности
Биологические и исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личности современного человека, что касается формирования способов, особенностей и характеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические ...
Навигация