Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью

Страница 1

У каждой отдельной женщины с гомосексуальной идентичностью гендерные установки могут формироваться индивидуально. Это может быть присваивание общественных стереотипов, например, подражание моде или открытый протест, конструирование субкультурных установок и так далее. Рассмотрим общие закономерности развития у личности женщины гендерных установок, как таковых.

Как уже упоминалось ранее, гендерный стереотип или роль может формироваться под влиянием социально значимых представителей того или иного пола. Так при образовании гендерного стереотипа у женщины формируется гендерный идеал социально-разделяемые в рамках определенной социокультурной общности или социальной группы представления о совершенной женщине, которая выражена в образах маскулинности или феминности.[17] Для одной женщины такой может служить феминная учительница, родственница, знакомая, женственная звезда телеэкрана или мускулинная наставница, спротсменка, женщина военная и другие. На следующем этапе формируются тендерные диспозиции - социально-разделяемые членами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы. Так в обычном обществе гетеросексуальная женщина тоже может принять мускулинные стереотипы по отношению к женщины, стать активной, мужественной, напористой. Но в лесбийской субкультуре или просто в замкнутом обществе женщин с гомосексуальной идентичностью тендерные диспозиции не предполагают широкого выбора – главные представления и ценности для них независимость женщин от мужчин, сексуальная, социальная и психологическая свобода женщин, право на признание, самовыражение.

Завершают формирование гендерного стереотипа гендерные нормы -

социально-разделяемые членами общности или группы представления о паттернах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин. Если на уровне гендерной диспозиции лесбиянка поддерживает представление о независимости и свободе, то в виде гендерных норм это переходит в андрогинные модели поведения, то есть женщина стремиться быть сильной, независимой, активной и в то же время сохранять свойственные только женщинам нежность, доброту и мягкость, особенно по отношению к другим женщинам. Все это выражается в форме выбора неженской профессии («технари», спортсмены тяжелоателы и др.), неженского хобби (увлечение боевыми искусствами, оружием, автомобилями), «джентльменского» или «рыцарского» поведения в коллективе. Внешними атрибутами может становиться мужская одежда, короткие стрижки, отказ от косметики или же наоборот нарочитое подчеркивание женственности. В отношениях с мужчинами наблюдается избегание или принятие роли «своего парня». Некоторые психологические концепции изучают женскую гомосексуальность исключительно в разрезе травмы или неудовлетворенности. С такой точки зрения мужчины вызывают у лесбиянок отвращение или разочарование вследствие пережитого сексуального насилия, сексуального или социально-психологического разочарования в противоположном поле.

Но эмпирические наблюдения не всегда подтверждаю данную теорию, скорее наоборот. Гомосексуальные женщины чаще избегают мужчин, боясь непонимания, также как они боятся раскрыть правду о своей сексуальной ориентации перед обществом в целом.

Пока женщина не сообщила о своей гомосексуальности, общество не приписывает ей мускулинных гендерных установок, да и сама она может не следовать им. Подобный опыт описан в книге.

Поэтому стереотипы женщины до ее «разоблачения» формируются ее ближайшим окружением и той лесбийской средой, в которой она живет. Но после coming out (дословно с английского «выход из подполья») женщина подпадает под сильное влияние общественных гендерных установок и, сама того не желая, она оказывается в тени мускулинности. Ее не воспринимают до конца, как женщину, но и как мужчину тоже. От нее ожидают активных гендерных ролей и волей-неволей она их присваивает. По сути лесбиянство само по себе своеобразная гендерная роль с мускульным или андрогинным набором шаблонов поведения. В общественном сознания лесбиянка – непременно феминистка, на самом деле - не обязательно. В общественном сознании лесбиянка – лидер и руководитель, в реальности это не всегда так.

Во многом восприятие гендерных стереотипов зависит от социальной прослойки, в которой пребывает женщина с гомосексуальной идентичностью. Представители богемы, творческих кругов скорее более адекватно воспримут coming out, нежели трудовой класс, выращенный на советских гендерных стереотипах, в котором женщине невольно придется, отстаивая свои права, прибегать к мускулинным ролям.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Субъективность как фактор психологического здоровья
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъе ...

Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспит ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений &q ...