Преподавание истории психологии

Информация о психологии » Преподавание истории психологии

Страница 10

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в школьном учреждении.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребенок поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности определенных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительные отношения к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому «готовность ребенка к школе» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

– Посмотрим на доску, здесь вы видите процентное соотношение компонентов, исходя из результатов исследований психологов, занимавшихся данным вопросом (психолог показывает диаграмму и сопровождает пояснением).

Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течении первых двух месяцев. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. У этих почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют все требования учителей. Иногда у них наблюдаются сложности: либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями. Но к концу октября трудности этих детей; как правило нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, и с новыми требованиями.

Вторая группа детей (30%) процесс адаптации затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общение с учителям, дети могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя, или реагируют слезами и обидами. Как правило эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа (14%) дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они мешают работать в классе, «третируют детей». У некоторых детей полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Различные концепции понятия ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности впервые в советской психологии встречается в трудах Л.С. Выготского. Так, анализируя детскую игру, он отмечает, что последняя является ведущей, но не преобладающей деятельностью. Вместе с тем Л.С. Выготский не ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений &q ...

Характерные черты больных
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексу ...