Дезадаптация по внешнему критерию проявляется в отклоняющемся поведении, а по внутреннему – в эмоциональном напряжении, невротических состояниях. Внутренней целью детей с дезадаптирующим поведением становится избежание или разрушение, что ведет к снижению успеваемости, ухудшению здоровья. Следовательно, основной задачей становится повышение уровня образованности детей, преодоление стрессов, сохранение психофизического здоровья.
3.4 Диагностика процесса адаптации
– Я предлагаю Вам рассмотреть программу, которая предназначена для предупреждения школьной дезадаптации, направлена на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска.
Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, неготовых к овладению учебной деятельностью на уровне гимназии, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня (см. таблицу)
В связи с вышесказанным, представляется вполне логичным необходимость психологической диагностики школьной адаптации среди учащихся 1-х классов.
3.4.1 Программа обследования
– Программа обследования включает в себя два этапа: групповое и индивидуальное обследование.
Цель группового обследования: определить уровень адаптации учащихся 1-х классов к условиям гимназии.
Цель индивидуального обследования: определить причины, затрудняющие адаптацию.
В программу группового обследования вошли следующие методики (данный перечень психолог демонстрирует с помощью эпипроектора):
1. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся.
2. Пиктографический тест «Школа».
3. Анкетирование учащихся для определения школьной мотивации.
4. Анкетирование родителей первоклассников.
В программу индивидуального обследования вошли методики:
1. психологический анализ учебной деятельности;
2. «Беседа о школе»;
3. модифицированный вариант теста Векслера;
4. детский личностный опросник Кеттела;
5. пиктографический тест «Моя семья»;
6. пиктографический тест «Несуществующее животное».
– Поговорим о первом пункте группового исследования. Наблюдение рекомендуется проводить на двух, трех и четырех уроках, и, соответственно, двух переменах между ними /иногда и после уроков/.
– Как вы считаете, в чем сложность данного метода диагностики? (Сложность в организации наблюдения состоит в том, что приходится следить одновременно за поведением более 25 учащихся).
– В связи с этим разработана схема наблюдения, позволяющая определить индивидуальные особенности каждого ученика.
Регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей, например:
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ерзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встает из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, что-то рисует на парте, занимается посторонними делами.
Еще по теме:
Определение профессионального стресса
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации б ...
Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...
Потребность в познании и понимании.
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медицинско-терапевтический подход, где все си ...
Навигация