Преподавание истории психологии

Информация о психологии » Преподавание истории психологии

Страница 11

Понятие школьная адаптация стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей и у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Как правило, индикатором неблагоприятного течения процесса адаптации, является неадекватное поведение: слишком сильное возбуждение или наоборот – вялость, необоснованная агрессивность или периоды депрессии. Другими словами, если ребенок ведет себя по-другому, не так как обычно, жалуется на нездоровье, плохой аппетит, нежелание идти в школу – это может быть связано с дезадаптацией к учебному процессу

– Как вы считаете, каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак – насколько легко ребенок справляется с программой (успеваемость по предметам). Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Следующий признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является, скорее всего, его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

3.3. Причины дезадаптации

– Давайте рассмотрим следующее понятие нашей лекции, которое абсолютно противоположно понятию «адаптация».

Дезадаптация – психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективные и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Признаки дезадаптации:

1. Физиологическая дезадаптация.

– Каковы основные компоненты физиологической дезадаптации? (утомляемость, плохой сон, засыпает на уроке, отсутствует аппетит, жалобы на плохое самочувствие).

2. Социально-психологическая адаптация

А. К учебной деятельности (отказывается ходить в школу, отмечается спад успехов в обучении, внешне неряшлив, «разболтан», отказ выполнять задания).

Б. К обучению со сверстниками, учителем (ссорится, обзывает детей, требует внимания к себе).

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семье с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Когда стресс приводит к перенапряжению
Стресс - (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голо ...

Основные фазы любви
Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие — нет. Отношение к человеку в первом приближении, в решающей степени, зависит от того, какие ...

Требования к организации факторного анализа.
В работе исследователя по конструированию психодиагностического теста можно выделить три основных этапа: 1) формирование “чернового” варианта теста; 2) выбор диагностической модели и определение ее параметров; 3) стандартизация и испыт ...